​​​​​​​Что не так с ночным тарифом?

6060
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

В Казахстане не первый год продолжаются споры относительно целесообразности ночного тарифа на электроэнергию.

Было и прошло

Перекос в энергетической нагрузке в течение суток – общемировая проблема. Если днем и вечером потребление пиковое, то ночью станции и сети остаются недозагруженными. Именно по этой причине в мире стимулируют ночное потребление.

В США, к примеру, действует до 30 тарифных ставок – лишь бы население и бизнес больше пользовались электроэнергией ночью и меньше – днем. Во Франции – семь различных тарифов, в Германии до последнего времени тариф строго делили на ночной и дневной, и первый был на 10–12% дешевле.

В нашей стране к дифференциа­ции по зонам суток перешли в 2009 году. Как объяснили тогда в Правительстве, электроэнергия – самый скоропортящийся товар, если не использовать сразу – мигом пропадет. Другими словами, абсолютно без пользы могут быть потрачены водные ресурсы на гидроэлектростанциях, уголь, мазут или газ – на теплоэлектроцентралях.

В Восточном Казахстане в первое время цена ночного киловатт-часа была почти втрое дешевле дневного. Затем ее повысили в полтора раза, дальше сократили на час границы ночной зоны, снова подняли стоимость…

В 2017-м государство отменило сис­тему деления по зонам суток. Вице-премь­ер Роман Скляр объяснил решение сугубо экономическими причинами. Во-первых, ночное энергопотребление выросло всего на 0,5%. То есть нововведение не дало ожидаемого эффекта. А во-вторых, в связи с тем, что уровень ночного тарифа ниже себестоимости, энергетические компании получили многомиллионные убытки.

На сегодня тарифных ставок «день» – «вечер» – «ночь» нет. Но тема дифференцированных тарифов не ушла. Ее не раз поднимали в региональных палатах предпринимателей, например в Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях. В 2019 году с соответствующим запросом к Правительству обратился мажилисмен Ерсултан Бектурганов. Словом, тех, кто ждет недорогого ночного элект­ричества, немало.

«Казахстанская правда» изу­чила мнения «за» и «против» тарифных ставок по зонам суток.

Для экологии

У пенсионера Виктора Литвинова свой дом в 23-м районе Усть-Каменогорска на левом берегу Иртыша. В 2009 году он установил электрический котел и отапливал жилье исключительно ночью по цене 2,3 тенге за киловатт-час. С 2015 года, когда зону сократили на час, а ночной тариф, наоборот, повысили в 2,5 раза, Виктор Николаевич перешел на уголь.

– Электрическое отопление стало «выскакивать» в 40–50 тысяч тенге в месяц, – рассказал пенсионер. – В нашем поселке очень многие установили элект­рокотлы, но все вернулись к угольным печкам. Никто не потянул новые суммы.

В 23-м районе десятки капитальных частных домов в два-три этажа. На отопительный сезон здесь каждая семья покупает от девяти до 15 тонн угля. При безветренной погоде в поселке в буквальном смысле «дышать темно» – его накрывает смог от печного дыма. Рядом – дачи, давно ставшие местом круглогодичного проживания, они тоже с печным отоплением. По соседству – пригород Меновное с сотнями частных домов и, соответственно, печными трубами…

– Как только в поселке перестали пользоваться котлами на электричестве, выбросы выросли в разы, – рассказал Виктор Николаевич. – Это видно невооруженным глазом. В морозы при потяге с запада копоть несет на новые жилые районы в левобережье. А здесь – крупные школы, детские сады, Центр матери и ребенка.

По данным областного департамента экологии, на сегодня суммарный вклад частного сектора и автотранспорта в загрязнение атмосферы Усть-Каменогорс­ка превышает выбросы от предприятий. Доля промышленности – примерно 55 тыс. тонн, на автотранспорт приходится 45 тыс. тонн, на бытовые печки – 14 тыс. тонн. При этом выбросы от двух последних источников идут в приземной зоне, на уровне органов дыхания.

В экологической «дорожной карте» города в числе стратегических задач значится перевод районов индивидуальной застройки на центральное отоп­ление. Но написать документ и его исполнить – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

К слову, в основе запроса мажилисмена Ерсултана Бектурганова два года назад также лежала тема экологии. Депутат назвал печное топливо причиной загрязнения столичного воздуха и, соответственно, многочисленных болезней дыхательных путей астанчан.

«Возможно, тенденция загрязнения атмосферного воздуха начала усугуб­ляться после отмены временных тарифов, дневного и ночного, на электроэнер­гию?» – задался вопросом депутат.

За ночной тариф, как правило, выступают владельцы хлебозаводов и крупных пекарен. По данным крупнейшего в Усть-Каменогорске хлебобулочного предприятия, доля электроэнергии в себестоимости булки составляет примерно 10–12%. Вся основная выпечка всегда ведется в ночную смену, чтобы к утру в магазинах был свежий хлеб. По словам пекарей, как только систему ставок по зонам суток убрали, цена на социальный продукт номер один автоматически поднялась.

Всего по данным ТОО «Шыгыс­энерготрейд», в 2011 году в Восточном Казахстане на тарифы по зонам суток перешли около 12 тыс. абонентов – в основном, сельские жители. А также примерно 5 тыс. предприятий – пекарни, мельницы и другие ИП и ТОО, подстроившиеся под ночной график. Все они в результате отказа от многоставочного тарифа понесли убытки.

– Невысокая стоимость ночного тарифа не должна вводить в заблуждение, – дал комментарий преподаватель университета, электротехник Владимир Попов. – Это не льгота, а средство оптимизации сетевой нагрузки. У американцев в зависимости от времени суток действует до 30 тарифных ставок – лишь бы стимулировать ночное потреб­ление. Элект­ростанции ведут генерацию круглосуточно, но в ход идет, в основном, дневная «доля». Ночью потребление падает на 40–50 процентов, а накопить энергию про запас невозможно. В соседней России, чтобы продать побольше ночного объема, действуют пять тарифных ставок. Там населению, использующему для отопления электрические котлы, снижают оплату на 30 процентов.

Эффект не виден

В 2017 году в Закон «Об элект­ро­энергетике» были внесены изменения, и за киловатт-часы стали платить по одной цене – без деления на день, вечер, ночь. Вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин (сегодня заместитель Премьер-министра – министр торговли и интеграции РК) буквально по полочкам разложил причины.

По его словам, львиная доля бизнеса, крупные предприятия, сохранившие дневной график в силу техрегламента и трудового законодательства, вынуждены были пользоваться самой дорогой, дневной электроэнергией. То есть нововведение подкосило принцип равной конкуренции.

Кроме того, энергетические компании стали закладывать в сметы на новый тариф финансовые потери, полученные ими из-за убыточной цены на ночные киловатт-часы. В результате каждый год 1 января население и бизнес получали подорожание электроэнергии. Другими словами, большая часть потребителей платила за тех, кто тратил электричество на обогрев домов.

И, наконец, по словам Серика Жумангарина, отмена ночного тарифа никак не сказалась на экологии: по данным Казгидромета, выбросы не увеличились.

– Таким образом, вопрос возврата дифференцированных тарифов на элект­рическую энергию по зонам суток является нецелесообразным, – заключил заместитель Премьер-министра.

Против деления на дорогой «день» и дешевую «ночь» высказались в Ассоциа­ции предприятий лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности Восточно-Казахстанской облас­ти. По словам исполнительного директора Владимира Резанова, практически все предприятия отрасли работают по дневному циклу, и, в случае введения ставок по зонам суток, предприниматели окажутся в невыносимых условиях. Большинство из них могут разориться.

– У меня электроэнергия в себестои­мости продукции занимает 18 процентов, – дополнительно пояснил владелец деревообрабатывающего ИП в Глубоковском районе Дамир Жанабаев. – Работают два мощных станка, очень много электроинструментов. Любое подорожание электроэнергии – удар по моему предприятию.

Казалось бы, простая история: с одной стороны есть бизнес, занятый выработкой и передачей энергии, с другой – потребители. И есть законы рынка, которые вроде бы сами должны «устаканить» цену на товар так, чтобы она устроила все стороны. Во всяком случае, в США и Европе сама жизнь заставила перейти к дифференцированным тарифам как способу рационального энергопотребления.

Однако в Казахстане что-то пошло не так. Как пояснили в свое время в ТОО «Шыгысэнерготрейд», если бы электростанции продавали ночную электроэнергию по низкой цене, потребители, в свою очередь, могли бы купить ее подешевле. Но такого нет. Продажи идут ровным графиком, независимо от времени суток, по одинаковой цене.

«На сегодня ночной тариф для нас невыгоден, – заключили энергетики. – Но, возможно, в будущем законодательство предоставит более гибкий инструмент, когда дифференцированные тарифы станут выгодны всем – энергетикам, бизнесу, населению».

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
В центре знают о нуждах регионов
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Защита от неправды
Социальные расходы – инвестиции в развитие нации
С рождения и до 18
Поколение белоручек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]