Кто не везет, на том не едут

3743
Лаура Тусупбекова

В Сенате уполномоченные органы отвечали на вопросы депутатов о том, что необходимо для реализации поставленной Главой государства задачи по созданию кластеров высокого передела в приоритетных 15 крупных проектах. В результате обсуждения выявилось, что с реализацией собственно проектов проблемы, возможно, и будут минимизированы, во всяком случае, Кабмин заряжен их решать оперативно и точечно.

Но что толку, если возможны препятствия в транспортировке сырья, комплектующих и готовой продукции, так как нацио­нальный перевозчик к этому попросту не готов?

фото из архива "КП"

Проблема настолько актуальна, что стала темой заседания Совбеза страны, в ходе которого Президент особое внимание уделил синхронизации развития промышленности, экс­порта и транзитного потенциала.

Ранее депутат Суиндик Алдашев озвучил депутатский запрос, в котором выразил тревожное сомнение не просто сроками, а, собственно, реализацией этих 15 прорывных проектов. Тогда спикер Сената Маулен Ашимбаев поручил пригласить представителей уполномоченных органов для дачи устного, а не традицион­ного письменного ответа на депутатский запрос с сессией вопросов и ответов.

Основным докладчиком на заседании выступил министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев. Он констатировал наличие большого потенциала для развития обрабатывающей промышленности, в первую очередь для сокращения потребности внутреннего рынка в иностранных товарах и наращивания экспортного потенциала. Исходя из анализа, сформирован пул инвестиционных, в том числе нишевых проектов в отраслях обрабатывающей промышленности. Часть из них в активной фазе реализации, часть – на подготовительном этапе. Для отбора в пул крупных инвестиционных проектов предварительно предложено порядка 20 проектов по глубокой переработке металлов, тяжелому машиностроению, производству автокомпонентов и удобрений.

Однако есть ряд нюансов. Базовой проблемой в воплощении поставленных задач является воп­рос обеспечения доступной инфраструктурой и потенциальными площадками для реализации проектов. К примеру, по проекту производства горячебрикетированного железа требуется природный газ. По данному вопросу ведутся переговоры с Министерством энергетики, национальной компанией «QazaqGaz» на предмет строительства газопровода из Актюбинской области до города Рудного. Помимо этого некоторые проекты будут реализованы на территориях специальных экономических и индустриальных зон, инфраструктура которых завершена частично. Для доведения 100% завершенности требуются­ дополнительные средства.

Могут возникнуть проблемы со сбытом продукции на внут­реннем и внешнем рынках. А это основополагающий вопрос, нерешение которого ставит под сомнение целесообразность этого предприятия. И, конечно, как никогда актуален еще один вопрос: где искать инвесторов?

Впрочем, прежде чем искать новых инвесторов, сенаторы призывают разобраться со старыми. Депутат Серик Шайдаров попросил главу Минпромышленности рассказать о том, какие действуют механизмы и условия по выходу акционеров АО «Арселор Миттал Темиртау» (АМТ), как в целом идут переговоры, какой долг имеет в настоящее время АМТ перед банками и третьими лицами и какие требования будут предъявлены новому инвестору.

По информации Каната Шарлапаева, в настоящее время из тех договоренностей, которые достигнуты, стороны пришли к согласию о полном выходе АМТ из состава акционеров.

– Мы договорились о том, что будем идти к этому процессу дос­таточно быстро, и планируем­ завершить его к концу этого месяца. Но, согласно международным правилам, пока сделка официально не оформлена и не закрыта, мы не имеем права объявлять ее условия, потому что акционеры АМТ – это публичная компания, которая торгуется на рынке, и эту информацию будем раскрывать только после подписания формальных юридических документов. Мы связаны ограничениями по конфиденциальнос­ти той информации, которую АМТ предоставляет. Но в целом работа Правительства все-таки привела к тому, что мы достигли предварительной договоренности и АМТ принял решение уйти из Казахстана, и наша задача в первую очередь состоит в том, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость этого предприятия. Это единственный металлургический комбинат в Центральной Азии, 32 тысячи человек работают. И наша основная задача в переходный период – сосредоточиться на том, чтобы это предприятие устойчиво работало и не остановилось. Вы знаете, что если коксующая батарея остановится, то заново растапливать домну тяжело. Сейчас наши усилия – это довести до конца юридическую работу по выходу АМТ из состава акционеров и обеспечить именно долгосрочную устойчивость этого предприятия, и к моменту выхода не наломать дров, чтобы не потерять рабочие места и чтобы Казахстан получил устойчиво работающее предприятие после выхода АМТ из состава акционеров, – рассказал министр.

Спикер Сената Маулен Ашимбаев в свою очередь поинтересовался, какие требования будут предъявлены к новому инвестору. По словам Каната Шарлапаева, сегодня предприятие остро нуж­дается в инвестициях в промышленную безопасность.

– И, как уже ранее озвучивало Правительство, в среднесрочной перспективе для расширения линейки производства, для увеличения мощности производства, а сегодня АМТ производит 3,2 миллиона тонн стали, есть потенциал довести до ­4,5–4,8 миллиона тонн. Первое – мы будем требовать инвестиции в промышленную безопасность, и второе – взятие обязательства по расширению производства и увеличению мощностей до того уровня, на котором он работал в прежние годы. И объем таких инвестиций мы сейчас оцениваем в средне­срочной перспективе в размере 3 миллиардов долларов. На первое время понадобится порядка 1 миллиарда долларов для того, чтобы нарастить производство и повысить производственную безо­пасность, – сказал министр промышленности и строительства.

Как уже было сказано, планируемые к реализации проекты весьма капиталоемкие. И тут последовала череда вопросов от сенатора Нурлана Бикенова: за счет каких средств планируется­ их реализация, каков объем прив­леченных частных инвестиций, включая прямые иностранные инвестиции? Какие это проекты, сроки их окупаемости? Какие условия предусматриваются­ иностранным партнером или планируется использовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП)?

Что касается ГЧП, то Канат Шарлапаев сразу ответил – нет. Говоря о финансировании проектов, глава Минпромышленности сообщил, что на эти цели предполагается примерно 7 трлн тенге, из них 2 млрд – это частные инвестиции, причем внутренние, то есть в них будут вкладываться отечест­венные инвесторы, а от 1,5 до 1,8 трлн тенге будут иностранные инвестиции. Предусмотрена и государственная поддержка на потенциальное кредитование за счет государственных институтов развития в размере порядка 600 млрд тенге.

– Но оставшиеся средства будут привлекаться за счет международных финансовых институтов. То есть по некоторым из проектов, в том числе по меди, черной металлургии, существуют крупные отечественные инвесторы, у которых есть международные партнеры, способные занимать средства на международных рынках. То есть стоит задача создавать условия для развития этих проектов, нежели напрямую их финансировать, – уточнил Шарлапаев.

Маулен Ашимбаев попросил уточнить, будут ли привлекаться­ средства Национального фонда для обеспечения казахстанской части финансирования этих ­проектов?

– Вы говорите об институтах развития, но им деньги государство будет давать. Из каких ресурсов эти средства будут обеспечиваться? Из средств Национального фонда или респуб­ликанского бюджета за счет налоговых поступлений? – спросил спикер Сената.

В ответ министр Шарлапаев пообещал и заверил, что Нацфонд трогать не будут.

– Это уже частично выделенные средства, предусмотренные республиканским бюджетом. Это с учетом микширования, то есть привлечения рыночных средств. Средства Национального фонда в этих деньгах не предусмотрены на текущий момент. Мы не планируем использовать его для реализации коммерческих проектов, они должны показывать свою экономическую состоятельность без использования средств фонда, – был убедителен министр.

Шакарым Буктугутов встревожен тем, что таким энергоемким планам может помешать дефицит как электроэнергии, так и тепловой энергии. В 2022 году дефицит составил 221,2 млн киловатт-часов, напомнил сенатор. По прогнозным балансам электрической энергии и мощности на 2023–2029 годы, дефицит электрической энергии к концу 2029 года ожидается в пределах 5,5 млрд киловатт-часов. Также в 2024 году имеются риски возникновения дефицита товарного газа. Каким образом поставленные задачи будут наполняться в буквальном смысле энергией?

Вице-министр энергетики Асхат Хасенов рассказал о дополнительных инвестициях в сферу недропользования, в газоперерабатывающие заводы, но отметил, что одно из условий для инвес­торов – добыть попутный газ и его переработать на заводе. Что касается объемов производства электроэнергии, то к 2030 году потребуется порядка 28–29 гигаватт электроэнергии.

– У нас сегодня реализуется ряд проектов, которые суммарно будут давать 14 гигаватт новых мощностей. И мы покроем к 2030 году всю ту потребность, которая сегодня заявлена в рамках проектных работ, – энергично пообещал вице-министр.

Касательно тепловой энергии – да, проблемы были. Проведена ревизия, по каждой станции был определен износ, намечен план модернизации, реконструкции, строительства новых мощностей.

– Все проекты систематизированы, они будут реализованы. Мы обеспечим в выработке тепла полностью все предприятия, – почему-то уверен Хасенов.

Как известно, 30% стоимости выпускаемой продукции составляют транспортные расходы, включающие затраты на доставку сырья и готовой продукции. С начала августа текущего года казахстанские грузоотправители получают отказ от АО «Казахстан темир жолы» в согласовании основных и дополнительных планов перевозок как на экспорт, так и на транзит, ссылаясь на нехватку теп­ловозов, загруженность магис­тральных путей. Сегодня более тысячи вагонов брошены на подъездных путях. Уже построенные заводы, на которые потратили миллиарды долларов, не могут отгрузить свою продукцию. В связи с этим сенатор Закиржан Кузиев просит объяснить – имеется ли в стране необходимый потенциал транспортных компаний для перевозки той продукции, которую будут сейчас выпускать, и учитывалась ли близость сырьевой базы и потребителей при выборе локации производственных объектов?

Вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев заверил, что в вопросе локализации объектов была учтена логистика, издержки и возможности этих проектов.

Что касается возможностей нашего национального оператора «Казахстан темир жолы» то трудности есть, признал вице-министр.

– Мы видим, что ориентация сбыта рынка идет в сторону Российской Федерации, внутри Казахстана, в Китай, Центральную Азию и так далее. Мы проанализировали и видим, что пропуска работают на пределе. Например, с Китаем при мощности 28 миллионов на сегодня загруженность составляет около 26 миллионов. Поэтому принимаемые меры по расширению станции Алтынколь или развитию станции Достык направлены на увеличение возможностей перевозок, – констатировал вице-министр.

Такая же проблема в направлении Узбекистана. Например, при мощности 30 млн уже сегодня ввозится около 30 млн грузов. Есть некоторые запасы в направлениях России, Ирана и через коридор Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).

– На границе с Китаем, на железнодорожных пунктах перехода на станциях Кигаш, Илецк, Орск, Карталы, Кулунда, Локоть предусматриваются работы по увеличению пропускной способности, – сказал Аблалиев.

Не хватает вагонов. Сегодня в стране около 135 тыс. железнодорожных вагонов, из них всего лишь 38 тыс. принадлежат АО «Казахстан темир жолы», остальные в конкурентной среде. Это около 300 предприятий, которые участвуют в перевозках. По словам вице-министра, они ежегодно приоб­ретают около 3 тыс. вагонов, а АО «Казахстан темир жолы» до 2025 года планирует закупить около 3 тыс. вагонов. Сатжан Аблалиев считает, что эти меры обеспечат улучшение ситуации в перевозках грузов и беспокоиться не о чем.

С таким пониманием реалий спикер Сената Маулен Ашимбаев не согласился и призвал Минтранс­порта не упрощать ситуацию и не жонглировать статис­тическими данными и цифрами.

– Коллеги регулярно делают запросы по проблемам транс­портировки продукции, работе соответствующих компаний. И сегодняшний наш разговор не нужно воспринимать просто так, что вы дали информацию, дальше вышли и занимаетесь другими делами. Воспринимайте сегодняшний разговор как то, что депутаты выражают озабоченность состоянием тех или иных предприятий, проблемами, с которыми они сталкиваются, и потенциальными проблемами, с которыми будут сталкиваться те предприятия, которые будут создаваться в соответствии с инициативой Главы государства. Этой проблемой надо серьезно заниматься. Возможно, нам нужно будет отдельно эту тему вынести. Или это будет правительственный час, или мы в таком же формате пригласим после пленарного заседания министра, заслушаем руководство АО «Казахстан темир жолы», – сказал Маулен Ашимбаев.

Популярное

Все
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Чтобы обрести успешное будущее, необходимо помнить уроки прошлого
Производственный парк строится в Туркестане
Какой должна быть взаимосвязь искусственного интеллекта и права?
Мисс Казахстана стала амбассадором театра
Семь километров ради будущего Арала
Дожди мешают земледельцам, но не отменяют посевную
Мемориал жертвам репрессий предлагают открыть в Атырауской области
Строительство АЭС гарантирует устранение дефицита электроэнергии
Нужно учиться хорошему, отвергая все плохое
Паводок увеличил... жилую площадь
Корейский опыт цифровизации применят в Казахстане
О рыбах и Транскаспийском транспортном маршруте
Инвесторов из ОАЭ пригласили к сотрудничеству
Около 5 млрд тенге выделено Жезказгану на строительство коммуникаций
Ставки высоки: как изменятся правила игры для банковского сектора?
Пенсионные накопления: управлять самому или доверить государству?
Имя погибшего полицейского будет носить кадетский класс
От олимпийского «серебра» до полного комплекта наград
Символ труда и честности
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Октай Букейхан – забытый первый казахский геолог-разведчик, коллега Каныша Сатпаева
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Астана и Париж «сверили часы»
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
О подходах к проблемам, поднятым Президентом на третьем Национальном курултае, высказался известный криминолог Куат Рахимбердин
Президент Казахстана скорбит в связи с кончиной академика Шарманова
Qarmet купил завод по утилизации автохлама
Умер легендарный академик Торегельды Шарманов
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

Высокую зависимость Алматинской области от трансфертов из р…
Корейский опыт цифровизации применят в Казахстане
Инвесторов из ОАЭ пригласили к сотрудничеству
Строительство АЭС гарантирует устранение дефицита электроэн…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]