Кузница кадров для нового курса

4931
Александр Вербинин

Реформирование системы образования – важная часть стратегии Президента

Касым-Жомарта Токаева «Новый Казахстан». О проблемах в данной сфере, перспективах их решения, переводе высшего образования на «технические рельсы» и открытии филиалов иностранных вузов, в том числе на западе Казахстана, рассуждают специалисты в очередном выпуске «Эксперт-совета».

В приоритете – качество

Мадина Абайдуллаева, PhD, ассоциированный профессор университета «Туран», заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений

В Казахстане промышленная добыча нефти началась с 1911 года. Основные инженерные кадры на нефтепромыслах Эмбы в первые годы освоения состояли из уроженцев России. Большое внимание советской власти развитию нефтегазовой отрасли Казахстана было обращено в послевоенный период.

В частности, было принято решение в этой работе больше опираться на местные инженерно-технические кадры, подготовку которых повсеместно начали в СССР.

С 1946 года казахская молодежь стала поступать в отраслевые вузы Москвы и Ленинграда. Благодаря этому оказалось возможным обеспечить нефтяную и газовую промышленность квалифицированными специалистами – выходцами из Казахстана. Пионерами инженерного корпуса казахов стали Б. Атчибаев, М. Исенов, Н. Имашев, Т. Шау­кенбаев, Ж. Досмухамбетов, Г. Хакимов и другие.

Целая плеяда нефтяников и геологов внесла огромный вклад в отрасль в послевоенный период бурного развития нефтяной и газовой промышленности Казахстана.

Абсолютно верным следует считать акцент на развитие инженерного образования именно в западных регионах республики, являющихся перспективными районами добычи и переработки углеводородов. При этом приоритетное развитие филиалов российских вузов основывается на первенстве в сфере подготовки высококвалифицированных кадров, общности истории и культуры, отсутствии языкового барьера да и просто географической близости.

Например, Атырауский университет нефти и газа уже более 7 лет взаимодействует с Российским государственным университетом нефти и газа им. И. М. Губкина, созданным в 1930 году и являющимся нацио­нальным исследовательским вузом, в котором сегодня обучается более 11 тыс. студентов со всех регионов России, а также из 81 страны мира.

Кроме того, формируется интересный кейс сотрудничества Казахстана и США в области подготовки в том числе инженерных кадров. Я имею в виду Северо-Казахстанский университет, который будет передан в управление Университету Аризоны (США). Надеюсь, все его выпускники смогут без проблем трудоустроиться по специальности на промышленных предприятиях нашей республики.

Что касается планов по смещению приоритетов в образовании с гуманитарных на технические специальности, то здесь многое будет зависеть от студентов, их общей подготовки, от стартового уровня, который во многом дает школа. Даже выпускники гуманитарных специальностей, я имею в виду высокообразованных выпускников, тоже у нас сейчас в дефиците.

Хотя, конечно, раз мы хотим развивать именно сферу реальной экономики, реального производства, надо больше и качест­веннее готовить специалистов по техническим специальностям. Причем не просто наращивая их число. Необходимо развитие производств. Именно поэтому Президент обратился к крупным бизнесменам с призывом поддержать сферу образования. Особенно профессионально-техническое звено. Бизнес должен взять в управление колледжи и вузы, тогда будет большая связка с реальными потребностями реального производства.

Относительно преподавательских кадров, думаю, проблем не будет. Еще остались специалис­ты, получившие качественное, фундаментальное образование в 80–90-е годы в лучших вузах. А вот экспериментами и непрерывными реформами в сфере образования злоупотреблять не стоило бы.

Президент поручил Правительству рассмотреть возможность увеличения продолжительности участия государства как социального партнера в проектах «Молодежная практика» и «Первое рабочее место». Думаю, это абсолютно адекватный шаг, способный с наименьшими финансовыми затратами решить проблему социальной и экономической поддержки молодых специалистов.

Прививка от деструктивного влияния

Мейрам Бегентаев, председатель правления – ректор Satbayev University

Первый национальный исследовательский технический вуз страны – Satbayev University – отличает стремление к сохранению традиций качественного высшего образования.

Satbayev University готов открыть на базе вуза филиалы лучших университетов мира. Многие наши коллеги являются выпускниками Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, а также ведущих международных вузов, таких как Университет Южной Калифорнии и University of Exeter.

Мы постоянно работаем над расширением географии международного сотрудничества. С прошлого года ведутся работы по взаимодействию с Колорадской горной школой (Colorado School of Mines). Дос­тигнута договоренность об обмене студентами и профессорско-преподавательским составом, проведении стажировок и тренингов, реализации совместных научных проектов и так далее. Опираясь на накоп­ленный опыт, мы будем прилагать все усилия, чтобы открыть в Казахстане филиалы авторитетных зарубежных технических университетов.

Satbayev University взрастил не одно поколение инженеров и исследователей. Наш вуз обеспечивает подготовку технических кадров по таким приоритетным для экономики страны направлениям, как инженерия и инженерное дело, производственные и обрабатывающие отрасли, транспортные услуги, информационно-коммуникационные технологии, биологические и смежные науки, архитектура и строительство. Мы возродили подготовку кадров в области гидрогеологии и инженерной геологии, гигиены и охраны труда на производстве.

Сегодня самым важным критерием успешности подготовки кадров является не просто трудоустройство по специальности, но и достойный уровень оплаты труда, а также готовность к саморазвитию и профессиональному росту.

В то же время статус научного технического исследовательского вуза определяет нашу стратегию развития и фокус на подготовку научных кадров для всей страны. Наши выпускники должны уметь создавать новые знания и пополнять ряды научного сообщества. Приоритет вуза – это 10% докторантов PhD от общего контингента обу­чающихся.

Думаю, большое значение имеет также тот факт, что студенты технических вузов обладают более развитым критическим мышлением, полагаются в принятии решений на науку, прогресс и человеческий разум. Поэтому инженерно-техническое образование – самая эффективная прививка, которая защищает молодежь от влияния деструктивных течений.

Мы в Алматы находились в эпицентре январских событий. Своими глазами видели, как молодые неподготовленные умы становятся легкой добычей экстремистов всех мастей. Я благодарен профессорско-преподавательскому составу, сотрудникам и студентам нашего вуза за проявленные ответственность и гражданское мужество. Даже в самый сложный период все оставались на своих постах, защищали вуз и помогали студентам, оставшимся в общежитиях.

В западных регионах респуб­лики сильные вузы. Нам необходимо налаживать более плодотворное сотрудничество. Мы должны вместе формировать и поддерживать общие взгляды на жизнь и будущее развитие страны.

Что касается партнерства с работодателями, то наш вуз тесно сотрудничает со всеми профильными ведомствами, региональными властями и крупными предприятиями, составляющими основу промышленности Казахстана.

Satbayev University не только готовит квалифицированные кадры для промышленных отраслей экономики, но и помогает партнерам разрабатывать научно обоснованные решения актуальных производственных и социально значимых задач.

Ранее был принят ряд законодательных инициатив, которые должны были обеспечить участие компаний реального сектора в подготовке кадров.

Мы не просто адаптируем образовательные программы под нужды работодателей, но и обновляем их под международные тренды, то есть стараемся быть в мейнстриме современных технологий в области подготовки профессиональных кадров высшей квалификации. Вуз создает базовые кафедры, на которых специальные дисцип­лины преподают сотрудники предприятий-партнеров. Мы отправляем студентов на стажировки, чтобы погрузить их в атмосферу будущей профессии.

Уже несколько лет в Satbayev University функционирует программа производственной стажировки с горнорудной компанией KAZ Minerals по организации практики и трудо­устройства наших выпускников. АО «Волковгеология» готово взять 425 обучающихся для прохождения производственной практики. Этот список можно продолжить: АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», НАК «Казатомпром», АО «НГСК КазСтройСервис», ФИК «Алел» (рудник Суздаль), АЗТМ, АО «Онтустик Мунайгаз», ТОО «Qazaq Stroy», «Казцинк», Eurasian Machinery, «Казферросталь», Актюбинский рельсобалочный завод, «Световые технологии Казахстан» – эти и другие компании уже принимают участие в подготовке кадров и готовы предоставить рабочие места для наших выпускников.

Зарубежные компании Schlumberger, Datamine, Micromine, Baker Hughes, Huawei, Kaspersky American Air Liquid и многие другие на безвозмездной основе предоставляют нам программное обеспечение и оборудование для оснащения компьютерных классов и лабораторий.

Мы планируем до конца учебного года открыть в компаниях-партнерах филиалы всех кафедр университета и завершить адаптацию образовательных программ для реализации дуального обучения. Все это позволит добиться того, чтобы 86% наших выпускников были трудоустроены по специальности в первый же год после получения диплома.

Индивидуальный подход

Надежда Арупова, кандидат юридических наук, заместитель декана факультета международного бизнеса и делового администрирования, Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)

Прошедшие годы для образования стали периодом поис­ка новых возможностей как в России, так и в Казахстане. Университеты вырабатывали новую политику в намерении соответствовать вызовам рынка. Во времена СССР диплом вуза обеспечивал достойную зарплату и престижное рабочее место. Тогда получать высшее образование было выгодно, но сегодня его наличие не дает гарантии успеха.

Поколение Z (люди, рожденные с 1997 по 2012 год) в отличие от предшественников в большинстве не ставят карьерный рост основным приоритетом, а ищут специальности, позволяю­щие работать удаленно, и нет ничего удивительного в том, что выпускники школ готовы менять образовательную траекторию, выступая за среднее специальное профессиональное образование.

Скорость обновления знаний и компетенций растет, технические навыки устаревают за 2–5 лет, то есть быстрее, чем длится программа обучения. Сильным трендом становится онлайн-образование. Доля рынка онлайн-услуг к 2025 году составит 280 млрд долларов.

Потребитель в данном случае значительно сокращает время, затраченное на приобретение новых навыков, и расходы на обучение. Однако многие организации, особенно госучреж­дения, допускают карьерный рост лишь при наличии высшего образования. Популярным становится тренд социальной ответственности управленцев высшего звена делиться своим опытом со студентами, когда такой специалист читает лекции и проводит мастер-классы, тем самым показывает реальное положение дел в экономике.

Поколение выпускников школ – поколение «цифровых аборигенов», которые уже привыкли к персонализации и хотят видеть индивидуальные подходы к своему образованию. Индивидуализация образовательных услуг позволяет проводить анализ компетенций в режиме реального времени, исходя из прогноза востребованности компетенций в перспективе 3–5 лет, где сама идея базируется на том, что каждый обучающийся может самостоятельно, в соответствии со своими пожеланиями, составить свое расписание и перечень осваи­ваемых программ, регулировать темп их прохождения.

Оптимальный путь получения необходимых навыков – претворить их в жизнь хотя бы в имитационной ситуации при тесном взаимодействии с работодателями, выступающими заказчиками. Молодой специалист без опыта работы может просто потеряться в траектории своего развития. Для того чтобы избежать этого, вузы внедряют совместные программы и обеспечивают рынок специалистов с кросс-дисциплинарными навыками.

Сотрудничество работодателей и университетов, создание центров карьеры позволяют взаимодействовать с командой, клиентами и инвесторами, студент погружается в смежные области. Особенно важно, что работа идет в поддерживающей среде с супервизией. Работодатели обращают внимание на личный бренд вуза и отмечают значимость нетворкинга студентов.

Университеты могли бы выступать как предпринимательские структуры, где студенты сотрудничают с преподавательскими кадрами и компаниями, выступающими заказчиками. Решая совместные задачи, работодатель получает доступ к талантливой молодежи для трудоустройства выпускников.

Целесообразным выглядит анализ сильных сторон Респуб­лики Казахстан, прогноз ее рыночных возможностей и потенциала рынков. Хорошо, когда Правительство страны участвует в финансировании проектов, тогда связка «университет – промышленность – общественные организации» помогает осуществить возможный выкуп исследовательских проектов или стартапов.

Лучше, конечно, с помощью представителей промышленности создавать лаборатории при кафедрах для специальных целей, где и может происходить трансферт технологий.

Важным индикатором развития образования в МГИМО являются международные рейтинги. Миссия университета – подготовка лидеров и профессионалов высокого уровня в области международной деятельности, обеспечивающих глобальную конкурентоспособность России и международное развитие стран-партнеров.

Согласно программе «Приоритет-2030» МГИМО собирается имплементировать «Цифровой контур» для создания инфраструктуры для методологического обеспечения цифрового присутствия вуза на рынках других стран и «Международный контур» с развитием сети филиалов и представительств в зарубежных странах, как и наращивать число иностранных студентов, интегрируя иност­ранных преподавателей в образовательных и научных программах.

Проблема «плоской» экономики

Гульмира Илеуова, президент центра социальных и политических исследований «Стратегия»

В Казахстане доля людей, имею­щих дипломы о высшем образовании, составляет почти 40%, это значительно выше, чем в других постсоветских странах, где этот показатель не доходит и до 30%.

Случилось это потому, что в свое время высшее образование было коммерциализировано до невозможности, то есть из вузов по существу сделали фабрики по выдаче дипломов. Примерно в то же время была разрушена система среднего специального образования. Когда-то казалось, что если у нас будет много носителей высшего образования, то это в определенной степени скажется на качестве человеческого капитала.

Важный аспект, на который я бы хотела обратить внимание, связан с проблемами профориен­тации. К сожалению, родители будущих абитуриентов часто не в состоянии подсказать детям, куда пойти учиться. В результате взрослые отдают последние деньги, режут скот и отправляют детей в угоду моде учиться на «раскачанные» специальности, не учитывая при этом, насколько они востребованы на рынке и будут ли приносить стабильный доход выпускнику.

Существует программа по переводу большинства колледжей в государственное русло для бесплатного обучения молодежи. Это хорошее прагматичное начинание, так как не обязательно получать высшее образование, если обучение в среднем специальном учебном заведении может дать хорошую профессию и, возможно, хороший доход. Однако, согласно одному из наших исследований, по этой программе возникли воп­росы коррупционного характера, например, непрозрачного распределения учебных мест и так далее.

Еще одной проблемой является то обстоятельство, что в Казахстане совершенно «плоская» экономика, в которой люди с хорошим образованием зачастую не могут себя найти. И это не воп­рос патриотизма или нежелания жить в Казахстане, просто, получив хорошее образование по современным специальностям, они не могут найти работу, которая удовлетворяла бы их и материально, и содержательно.

Таким образом, получается, что, наращивая количество людей, получивших образование по новым сложным специальностям и профессиям, мы готовим их к отъезду из страны. К примеру, в сельском хозяйстве, несмотря на наличие достаточно мощных компаний, общий уровень индустриализации крайне низок. В целом все реализовавшиеся ранее программы упираются в состояние экономики.

Если экономике не нужны люди с хорошим образованием и высокими притязаниями – по зарплатам, социальному статусу, карьерным перспективам, то все усилия по обучению большого количества студентов могут оказаться тщетными. Поэтому сейчас сложно сказать, что первично – образование как способ решения проблем незанятой молодежи, снижения социального давления на городскую среду и так далее либо все-таки вопросы изменения ситуации в экономике.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Закон дает хорошие возможности — эксперт
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Свет возвращается в села СКО
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Неприглядные врата страны
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Внеплановые проверки в школах и детсадах будут проходить без уведомления
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Социальные лифты: видеть цель, верить в себя
Гражданское общество: нужны единение и консолидация
Экономический рост и доходы населения
Три взгляда на проблемы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]