Музей вековых гигантов

2879
Юлия Пулина, область Улытау

Музей истории горного и плавильного дела в поселке Жезды поистине уникален: в нем представлены и многотонное оборудование для шахт, и воссозданная медеплавильная печь эпохи бронзы. Долгие годы он служит наглядной площадкой для изучения жездинскими и карсакпайскими школьниками истории и географии.

фото автора

9 мая 2023 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения идейного вдохновителя и основателя, первого директора этого музея Макена Торегельдина. В памяти земляков, всех тех людей, с которыми ему довелось повстречаться на жизненном пути, его чтят как истинного патриота своей Родины, человека с большим сердцем и великой душой, настоящего друга и товарища. Он не только воодушевлял людей, но и стал примером созидательного энтузиазма. Именно таким его помнят в области Улытау, во всем Казахстане и в России.

Говорят, тяжелые времена рождают сильных людей. На долю жездинца Макена Торегельдина выпало немало жизненных тягот. Он пережил голод 1930-х годов, унесший миллионы жизней, прошел всю Великую Отечественную войну – от Сталинграда до Австрийских Альп. Фронтовик не раз говорил, что время и труд закалили его, он никогда не тратил попусту свое время. Обращаясь к мудрости предков, брался за задуманное дело, затянув потуже пояс.

Уже на пенсии он осуществил давнюю свою мечту – основал в родном поселке Жезды музей истории горного и плавильного дела. Как писал сам Макен Торегельдин в своей книге «Вечное наследие»: «Значимость человека не в том, сколько он прожил (годы для истории – одно мгновенье), а в том, какой след он оставил после себя. Музей – храм культуры. Музей – нескончаемый источник Познания и Истории. Сохранить это для будущего поколения – честь, совесть, достоинство и благородный долг каждого, кто дорожит Родиной».

Его детище – тот самый храм культуры – сегодня можно с уверенностью назвать жемчужиной края. Сама идея, его научная концепция объединила материально-культурное наследие народов, населявших Центральный Казахстан, рассказывая всю историю Сарыарки через призму зарождения горного и плавильного дела.

Под началом Каныша Сатпаева

Отец Макена Торегельдина Торегельды Кулажанов умер в 1938 году. Макену Торегельдиновичу тогда было всего 15 лет. Чтобы помочь семье, в 1939 году он устроился на работу к бывшему тогда начальником геологоразведочной конторы Карсакпайского медеплавильного комбината Канышу Сатпаеву, ставшему отцом-основателем горно-металлургической отрасли всего Жезказганского региона. Всем известно о том, что великий академик всерьез увлекался не только геологией, но и историей. Как не раз вспоминал сам Макен Торегельдин, он всегда чувствовал внимание и отеческую опеку Каныша Имантаевича. Это время во многом сформировало его взгляды на жизнь, приоритеты, идеалы. И пример для подражания был самый достойный, а время совместной работы Макен Торегельдин не раз вспоминал с благодарностью к наставнику.

Под началом Каныша Сатпаева он проработал три года. 22 июня 1941 года руководителя геолого-разведочной партии торжественно провожали в Алма-Ату. В тот самый день жездинцы и карсакпайцы еще не знали о том, что началась война. Но уже тогда на их глазах и их руками вершилась история.

Еще до войны в полупустынном регио­не были открыты месторождения не только медных, но и марганцевых руд. После того как в 1941 году основные поставщики марганца – украинский Никополь и грузинский Чиатура были отрезаны гитлеровскими войсками от сталелитейных заводов, жездинское месторождение стало единственным, которое могло восполнить их потерю. Без марганца невозможно выплавить высокопрочную броневую сталь, и именно жездинская руда была использована в производстве боевой техники, участвовавшей в знаменитом танковом сражении – Курской битве.

Макен Торегельдин ушел на фронт добровольцем. В 1942 году, сразу после окончания военно-химического училища, в звании лейтенанта его отправили по распределению в Сталинград – самое пекло войны. Будучи командиром огнеметного взвода, вместе с товарищами он отвоевывал шаг за шагом каждый кусочек земли, улиц, домов в одной из самых кровопролитных битв в истории Великой Отечественной войны. В том же году был награжден медалью «За оборону Сталинграда».

А потом Макен Торегельдинович, уже командир огнеметной роты 232-го отдельного батальона, в составе 3-го Украинского фронта освобождал Украи­ну, Бессарабию, Румынию, Болгарию, Венгрию,­ Югославию. Война закончилась для него недалеко от границы Италии, в Австрийских Альпах, где он был тяжело ранен. Среди его наград, полученных в военное и мирное время, – орден Отечественной войны II степени, орден «Знак Почета», орден Трудового Крас­ного Знамени, орден Красной Звез­ды, орден Отечественной войны I степени, медали «За трудовое отличие», «10 лет независимости Республики Казахстан»­ и «50 лет Целине», нагрудный знак Министерства культуры РК «Мәдениет қайраткері».

– Рассказывая о своем боевом пути, он часто вспоминал своих товарищей, – вспоминает Зейпин Казанбаева, директор Жездинского музея горного и плавильного дела им. Макена Торегельдина. – Никогда не забывал о друзьях, с которыми плечом к плечу воевал с врагом. Особенно он чтил память свое­го лучшего друга Николая Петровича Ельцова, который погиб в Австрийских Альпах, отбивая у врага боевое знамя части.

После его гибели Макен Торегельдинович дал себе слово навестить родителей друга. На их поиски ушло почти 25 лет. В трогательном письме он написал, что их сын Николай был настоящим героем. Спустя несколько лет состоялась долгожданная встреча с родителями Николая Ельцова. С 1968 года их семьи стали очень дружны, и теперь эти сердечные отношения и переписку продолжают уже родственники Макена Торегельдина и Николая Ельцова.

– Он был очень сдержанным человеком, его трудно было вывести на эмоции, – вспоминает Зейпин Казанбаева. – Я пришла на работу к нему в 1995 году. Помню, он даже в обеденное время не снимал галстук. В те редкие минуты, когда рассказывал о своем военном пути, у его собеседников слезы наворачивались на глаза. Вспоминал Сталинград, погибших товарищей, говорил, что час­то просыпался среди ночи, думая, что находится в окопе, что вокруг война.

Ветераны войны – из особого теста, они по-другому думают, живут, чувствуют, отметила она. В доме Макена Торегельдина всегда держали мешок сухарей. На вопрос, зачем эти сухари, он всегда отвечал, что, когда освобождали Украину, люди рассказывали, как голодали в оккупации. Спаслись лишь те, у кого был запас сухого хлеба.

– К конференциям, семинарам мы готовили таблички с указанием имен и должностей спикеров, – рассказывает Зейпин Казанбаева. – Он всегда подчеркивал: в первую очередь я – ветеран Великой Отечественной войны, второе мое звание – почетный профессор Жезказганского университета, а уже потом – директор музея и все остальное.

Когда мы говорим, что он был патриотом, искренне любил свой родной край – это не пафос, не наносное. Вернувшись с войны, Макен Торегельдин сделал немало для развития поселка Жезды в качестве начальника сельскохозяйственной инспекции Жезказганского района, секретаря райкома комсомола, секретаря исполнительного комитета Жезказганского районного совета. Свыше пятнадцати лет в должности первого секретаря Жездинского райкома партии возглавлял большой район.

На пенсию он вышел в 1985 году, когда ему было 62 года. Даже последствия тяжелого ранения, контузии – он на 90% потерял слух – не помешали ему претво­рить в жизнь давнюю мечту. Ценитель истории, он задолго до выхода на заслуженный отдых задался целью соз­дать в родном поселке музей истории горного и плавильного дела. В своих воспоминаниях он пишет, что спустя 10 лет хождения по кабинетам высокого начальства его замысел, наконец, осуществился. Распоряжением Совета Министров КазССР музей был организован в декабре 1988 года, тогда же была открыта первая его экспозиция. Официальной датой открытия музея значится 15 июля 1994 года. В этом же году его посетил Первый Президент Казах­стана­ Нурсултан Назарбаев.

Эпох связующая нить

На самом деле сегодня весь поселок Жезды – музей под открытым небом. Вся округа наполнена памятниками истории разных времен, начиная с эпохи палеолита и до настоящего времени. Совсем рядом – городища Баскамыр и знаменитый Талдысай, исторические места, известные не только стоянками каменного века, но и поселениями древних металлургов, изучаемых сегодня археологами и историками.

Стоит отметить, что в свое время Макен Торегельдин увлекся историей национально-освободительного движения под началом Амангельды Иманова. Как оказалось, известный народный предводитель родился недалеко от Жезды, рядом с мечетью Дулыгалы.

– В этом году мы будем отмечать 150-летие Амангельды Иманова, – поделилась Зейпин Казанбаева. – В 1970-х годах его сын Шарип приезжал в Жезды, чтобы встретиться с Макеном Торегельдиновичем, посмотреть ту самую зимовку, где родился его отец. Макен-аға в 2000 году нашел то самое место – Балык Карасу, там до сих пор сохранились остатки стен отчего дома Амангельды Иманова. И сегодня многие историки из соседних областей приезжают, интересуются его родиной.

Дулыгалинская мечеть была построе­на в 1906 году, там же располагалось медресе, где мальчики получали образование. Это медресе не раз посещали Ахмет Байтурсынулы, Ибрай Алтынсарин. Вопрос о реставрации исторической мечети Макен Торегельдин поднимал не раз. И дело, наконец, пошло. Неоценимую поддержку в восстановлении мечети ему оказали карсакпайские металлурги и местные жители.

Я не раз бывала в Жездинском музее горного и плавильного дела и по праву считаю его нашей жемчужиной. Посвященный производству, он настолько разносторонний, что можно запросто изучать историю края только по экспонатам и диарамам. Таких в Казахстане, да и во всей Центральной Азии, не найти.

Как уже упоминалось, в первую очередь Макен Торегельдин просил называть его ветераном войны, поэтому в память о тех, кто воевал в Великую Отечественную, музей начинается с аллеи ветеранов.

– Здесь у нас 55 берез, – рассказывает Шолпан Абдибекова, главный хранитель музея. – Деревья были высажены в честь 55-летия Победы. Тогда на мероприятие съехались все ветераны Жезказган-Улытауского региона. Ежегодно 9 мая сюда приходят их потомки – почтить память фронтовиков.

К открытию музея Макен Торегельдин собрал 4 тыс. экспонатов. Как признается хранитель музея, он был таким энтузиастом, так умел заразить идеей, что вскоре не только сотрудники музея, но и все местные жители увлеклись собиранием памятных древностей. Сегодня в фондах и на экспозициях – более 20 тыс. экспонатов.

– Торегельдин сам объезжал колхозы, совхозы, посещал мастеров прикладного искусства, людей, хранивших старинные предметы домашнего обихода, – отметила Шолпан Абдибекова. – Экспонаты дарили с удовольствием – он ничего не покупал. Большой вклад в экспозицию сделали руководители промышленных горно-рудных предприятий Жезказгана, Балхаша, Каражала и Караганды.

Под открытым небом стоят вековые гиганты. Как шутят музейные сотрудники, музей он собирал по крупицам, только были они многотонные. Все оборудование – для шахт, медьзаводов, других производств – изготовлено в начале прошлого века в США, Англии и СССР. Еще до революции разработку медных месторождений вели англичане. Многотонные экспонаты с клеймами производителей выглядят благодаря заботе сотрудников музея, как новые.

– Столько лет стоят под открытым небом, – продолжает хранитель музея. – Если честно, боимся, что дождь, солнце и ветер наносят серьезный урон нашим экспонатам. Начинается коррозия, пока справляемся своими силами, но нужен навес, а средств на него нет.

Стоит отметить, что в этом году исполняется 95 лет со дня первой плавки меди в Карсакпайском медьзаводе. Первый ковш, работавший с 1928 по 1974 годы, хранится в музее, а вот остальное английское и американское оборудование до сих пор задействовано в производстве на старейшем в Казахстане медьзаводе Карсакпая.

Другая экспозиция под открытым небом рассказывает о работниках тыла: здесь стоит первая техника марганцевого рудника – электровоз, танкетка геологов.

– Вагонетки маленькие, вмещали всего 250 кг марганцевой руды, – отмечает Шолпан Абдибекова. – Во время войны вручную грузили. Дневная норма на человека – 16–18 тонн. Кто не справлялся, оставался на следующую смену, давали дополнительную норму. Два часа на сон, полчаса на еду, остальное время – тяжелая изнурительная работа.

За вагонетками – тот самый первый паровоз, на котором по узкоколейке англичане до Октябрьской революции доставляли оборудование для разработки медных месторождений. Путь в 400 км с юга Казахстана до Карсакпая занял три года. Дорогу сначала укладывали перед паровозом, а когда он проходил, разбирали и заново перекладывали впереди.

Под открытым небом и другие тематические экспонаты – руда со всего Центрального Казахстана, копии петро­глифов, построенное сотрудниками музея поселение древних металлургов. Здесь для школьников и гостей региона устраивают небольшие костюмированные представления о том, как в эпоху бронзы добывали и плавили медь. В исторической реконструкции принимают участие и посетители.

– Медеплавильную печь эпохи бронзы воссоздали по просьбе Макена Торегельдина, – рассказывает хранитель музея. – Чтобы отлить слиток, нужно разогреть печь по старинному методу более чем до 1087оС – это температура плавления меди.

Есть и космический уголок. По словам Шолпан Абдибековой, в 1963 году ступень ракеты упала недалеко от Жезды. Местный житель нашел ее и отдал музею. Под огромным топливным баком стоят и другие части ракет, найденные на территории региона.

– Начинался музей с малого, а теперь у нас четыре здания, экспозиции под открытым небом, – рассказала она. – Общая территория, включая парк и экспозицию за рекой, – четыре гектара. Недавно мы сделали настоящую кузню прошлого века, где храним изделия и инструменты известного зергера, кузнеца Барменбая Коргамбаева. Его родственники подарили музею более 200 экспонатов.

Когда я приехала собирать материал для статьи о первом директоре Жездинского музея, самая интригующая его часть была закрыта на реэкспозицию. Но я помню, что за закрытыми дверями хранятся дутые самовары от поставщика царского дома Романовых, которым более 100 лет, военные трофеи, диарамы, созданные местными художниками, и многое другое. Здесь древняя история переплетается с историей промышленности. Но все органично и на своем месте.

Стоит отметить, что музей уже долгие годы служит наглядной площадкой для изучения жездинскими и карсакпайскими школьниками истории и географии. В этом году на его территории начали проводить уроки верховой езды.

– Макен Торегельдин не смог завершить все задуманное, – говорит директор музея Зейпин Казанбаева. – Он планировал открыть здесь настоящую химическую лабораторию, так как это – «сердце» обогатительного и металлургического производства. Другая задумка – чтобы по территории музея ходила узкоколейка, а дети объезжали на ней наши экспозиции. Лучшего места для музея истории отечественной металлургии быть не может. Постараемся в память о нем завершить великое дело Макена Торегельдиновича.

Популярное

Все
Когда наступает старость?
Делиться музыкой с окружающими можно с помощью жестов и мимики
Искалеченному журавлю сделали операцию
Большая поисковая, научно-аналитическая работа проведена Госкомиссией по реабилитации жертв политических репрессий
В Шымкенте операторов домофонов уличили в картельном сговоре
Музей Карлага организовал театрализованную экскурсию, показав страшную суть политических репрессий
Акмолинцы продолжают верить фирмам, якобы предоставляющим медуслуги
Магазины «у дома» отказываются торговать продуктами из стабфонда
Выпускники подарили родной школе современный кабинет
Ливневки нужно строить вместе с городом
Сельские акиматы нуждаются в дипломированных кадрах
Решили не торопиться, а в новый дом заселиться
Почти 600 километров дорог отремонтируют в Карагандинской области
Государственный язык должен выступать не только средством коммуникации, но и источником духовного обогащения для каждого казахстанца
Сингапурская лекция Президента Казахстана вызвала широкий отклик в экспертном сообществе
Площадь Амстердам открыли в Астане
«Политика – это живые люди». Премьер-министр Нидерландов провел встречу со студентами Maqsut Narikbayev University
Первая агропродовольственная миссия Евросоюза прибыла в Казахстан
Региональный вуз – лучший выбор для обладателей «Алтын белгi»
В Таразе взялись за освещение улиц
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Октай Букейхан – забытый первый казахский геолог-разведчик, коллега Каныша Сатпаева
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Юбилей «Невада – Семей» – хороший повод напомнить о заслугах Саима Балмуханова
У Казахстана уникальный культурный код
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Астана и Париж «сверили часы»
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
Ранние овощи начали поставлять в Кызылординскую область
О подходах к проблемам, поднятым Президентом на третьем Национальном курултае, высказался известный криминолог Куат Рахимбердин
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

При создании прочного промышленного каркаса упор будет сдел…
В Приаралье подвели итоги экологической акции «Таза Қазақст…
Насыщенная развлекательная программа подготовлена для детей
Региональный вуз – лучший выбор для обладателей «Алтын белг…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]