Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей

19639
Флора Левина

Каждый населенный пункт имеет свою историю, задокументированную, изданную и переизданную. Хотя знакомиться с местностью намного увлекательнее посредством легенд и мифов, передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение.

Семейчане с особым пиететом относятся к истории Святого ключа. В далеком 1719 году из Тобольска вверх по Иртышу отправилась экспедиция под руководством гвардии майора Ивана Лихарева, ставившая целью исследование устья практически неизвестной в то время реки, закладку и обустройство прииртышских крепостей для защиты дальних рубежей Российской империи от джунгарских набегов. Кроме припасов и воинского снаряжения экспедиция везла с собой и копию чудотворной иконы Абалацкого монастыря «Знамение Пресвятой Богородицы». Согласно легенде, корабли, проходя мимо Семипалатинской крепости, вопреки всем законам физики неожиданно встали и не слушались лоцманов, пока кто-то не догадался, что это знак свыше оставить икону в крепостной церкви.

В 1740 году главная святыня Семипалатинского форта загадочным образом исчезает, и самое пристрастное следствие не может выяснить причину происшествия. Однако через некоторое время икона при не менее загадочных обстоятельствах вновь возвращается к людям.

Некий семипалатинский татарин, возвращаясь домой из гостей, заблудился в лесу. Стемнело, и путнику стало не по себе, поэтому, увидев среди деревьев огонек, он побежал к нему что было сил. В распадке на стволе тополя висела иконка, под ней горела свечка, а вблизи из обрыва бил холодный ключ. Осмотревшись, мужчина сообразил, где находится, и вскоре добрался до крепости. Там он сообщил о находке, и казаки поспешили за святыней. Легенда уточняет, что свеча под иконой обжигала всех, кто пытался до нее дотянуться, и только тот самый татарин сумел безболезненно снять икону.

С тех пор ключ и получил название Святого, а семипалатинцы при пересказе легенды неизменно подчеркивают интернацио­нальную суть этого явления природы.

В 1777 году местоположение Семипалатинской крепости меняется, а первым зданием, пост­роенным по новому адресу, становится Знаменский собор, куда и была перенесена чудотворная икона, освятившая своим присутствием весь город. Рассказы о ней и необычном водном источнике были популярны далеко за пределами региона, поэтому в 1855 году военным чиновником Свидерским над ключом был устроен деревянный навес в виде часовни для паломников, в большом числе приходящих к Святому ключу. Под навесом были выставлены иконы и между ними, разумеется, копия Семипалатинско-Абалацкой иконы «Знамение Пресвятой Богородицы». Здесь же хранилась тетрадь, в которую заносились свидетельства о чудесных исцелениях. Но однажды во время сильного пожара навес и все находящиеся под ним вещи и записи сгорели.

Однако недаром говорят, что свято место пусто не бывает. В конце 80-х годов XIX века павлодарский купец Артемий Деров построил над ключом изящную деревянную часовню, а трудами семипалатинского купца второй гильдии Федора Плещеева здесь возникла каменная церковь. Пост­роена она была в 1870 году с разрешения епископа Томского и Семипалатинского Преосвященного Платона. Правда, позже выяснилось, что с каменным материалом строители поспешили, так как песчаный берег вызывал постоянные колебания, и с течением времени на стенах церкви стали появляться трещины. В 1900 году она была разобрана, а на ее месте выстроена церковь деревянная.

Но все эти пертурбации количества паломников не снижали, и для размещения богомольцев около Святого ключа на частные пожертвования возвели летние бараки. Ежегодно 7 (21) июля в Семипалатинске совершался Крестный ход из города на Святой ключ. Он проходил при огромном стечении народа, с участием всего городского духовенства, армии. Военные оркестры играли «Коль славен наш Господь...», на пристанях служился молебен, что пре­вращало религиозное действо в настоящий общегородской праздник.

С 1902 года на Святой ключ перебирается Миссионерская Знаменская женская община. Первоначально она размещалась близ здания Киргизской миссии в Алаше (левобережная часть Семипалатинска), где действовал мужской монастырь, а через улицу, с северо-западной стороны, к нему примыкал небольшой белый домик с глинобитным забором – женская община под руководством монахини Сидонии.

Из документов узнаем, что «Святейший Правительствующий Синод 28 февраля 1912 года сообщил Правительствующему Сенату, что определением Святейшего Синода постановлено: находящуюся близ поселка Старый Семипалатинск, Семипалатинской области, Омской Епархии, Миссионерскую Знаменскую женскую общину обратить в женский общежительный монастырь того же наименования, с таким же числом сестер, какое обитель окажется в состоянии содержать на собственные средства».

Монахини вели активный образ жизни: своими силами сеяли хлеб, мололи муку, ткали холсты, укрепляли иртышские берега. Рядом с ними трудились лишь трое мужчин – два священника и помощник по хозяйству Ананий Корнеев, чей потомок, кстати, до сих пор проживает вблизи Святого ключа. Кроме того, монахини занимались воспитанием брошенных детей, которых собирали по всем окрестным аулам и селам. И никто не разбирал, чьи это были дети, какого роду-племени, какого вероисповедания. Главное, чтобы сироты не умерли голодной смертью. Девочек (монастырь-то был женский) растили, учили основам грамоты, домоводству. И самое главное, в чем сходятся все исследователи, никому из воспитанниц не навязывалось насильно крещение. Дети по достижении 14 лет выбирали вероисповедание сами.

Эта мирная жизнь под сенью древних сосен закончилась в 1921 году. Вот что писала газета «Степная правда» 8 марта: «Состоялось второе заседание 27 февраля сего года межведомст­венной комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства под председательством т. Власова. Главными вопросами являлись: ликвидация женского монастыря на Святом ключе, о свечной торговле в церквях, о привлечении местного духовенства к общегражданской трудовой повинности и пр. Женский монастырь считать упраздненным, церковь при нем передается группе православных граждан, а все постройки его с инвентарем передать коммунотделу. Духовенство привлекать к трудовой повинности с известными ограничениями, указанными центром, и в свободное от церковных служб время».

Еще одна местная легенда (впрочем, некоторые утверждают, что слышали эти сведения от старых монахинь) рассказывает, что примерно за два месяца до закрытия монастыря одна из послушниц увидела в церкви яркий свет, шедший от иконы «Знамение Пресвятой Богородицы». Испуганные служительницы сообщили о видении настоятельнице монастыря игуменье Екатерине, на что та ответила: «Знать, нам здесь не жить». Сама матушка-настоятельница Екатерина Иванюк разделила судьбу обители. В августе 1937 года ее арестовали, позже расстреляли. Место ее погребения неизвестно.

После закрытия монастыря из его насельников создается сельскохозяйственная артель. Разорение церквей под лозунгом борьбы с голодом не миновало и Святоключевскую обитель. В апреле 1922 года в церкви на Святом ключе изъяты ценности, а именно: 31 предмет весом 24 фунта 92 золотника (примерно 10,2 кг). Знаменская церковь и часовня оцениваются в 43 999 руб­лей в ценах довоен­ного времени, что не мешает разобрать церковь на бревна и перевезти в Старую крепость, где они и пролежали до сожжения неизвестными.

И хотя власть официально признала для себя это место бесполезным, один из последних документов, касающихся бывшего монастыря, в ответ на ходатайство о выдаче разрешения на совершение литургии и молебна 21 июля у Святого ключа гласит: «Резолюция: В связи с тем, что в месте так называемого Святого ключа расположены пио­нерлагеря речников и что там, кроме детей и обслуживающих лагерь работников, никого нет, Облисполком не может дать разрешение».

Сегодня семейчане не только посещают Святой ключ, но и хранят память о монастыре, о монас­тырской церкви. Внук бывшего мельника монастыря Владимир Корнеев привез из кедрового питомника маленький саженец и посадил его как раз там, где находилась монастырская церковь. Теперь этот кедр уже дает шишки, белки лакомятся орешками, и невдомек многим сегодняшним посетителям ключа, что кедр-то непростой.

Раз уж заговорили о деревьях, то легендарный тополь, на котором в 1740 году обнаружилась чудотворная икона, более не существует – его буквально сгрызли паломники, так как считалось, что его кора полезна для здоровья и даже исполняет желания. А вот традиция проведения крестных ходов постепенно возрождается, и с каждым годом количество участников растет.

Несколько летних сезонов на раскопках монастыря работала школьная археологическая экспедиция под руководством энтузиастов своего дела Валерия Колбина и Александра Долгушева. Было точно определено место часовни над ключом (сегодняшнее его положение не соответствует первоначальному, Иртыш смыл примерно 80 метров берега), обнаружены остатки монастырских подвалов. Их стены клались из сланца на известковом растворе с добавлением яиц, что придавало строению особую прочность. Интерес участников экспедиции вызвала находка фрагмента стеклянной бутылочки с изображением Абалацкой иконы «Знамение Пре­святой Богородицы» и надписью «Святой Ключ». Позднее одна из прихожанок Воскресенского собора передала аналогичную бутылочку в неповрежденном виде. Где их делали, сохранились ли другие – предстоит выяснить краеведам.

Немного о целительной силе воды Святого ключа. Один из основателей Семипалатинского медицинского института Сергей Бобов мечтал построить здесь водолечебницу, но из-за финансовых трудностей не смог претворить мечту в жизнь. Крае­веды провели анализ воды, который подтвердил: жидкость абсолютно чистая, не содержит каких-либо примесей, тяжелых металлов. А горожане предпочитают думать, что в той воде есть мизерная взвесь серебра, что и делает ее целебной. И практически в каждом доме Семея есть емкость, в которой хранится вода из целебного источника.

Люди приезжают сюда круг­лый год, чтобы набрать воды, побыть наедине с природой. А полюбоваться здесь есть чем: окрестности Святого ключа и Старой крепости – одно из самых живописных мест Прииртышья. Неудивительно, что здесь уже много лет пролегает туристический маршрут «Святой ключ».

Вдоль седого Иртыша простираются березовые рощи, сосновый ленточный бор подходит прямо к крутым песчаным берегам реки. А еще возле Святого ключа в окрестностях Старой крепости растет многовековая ива. Существует поверье, что под кроной этой старой ивы в свое время прогуливался первостроитель Семипалатинска капитан Иван Андреев.

Однако туристы не только любуются живописными пейзажами речной поймы, но и знакомятся с многообразием лекарственных растений, произрастающих в верховьях Иртыша. Здесь можно прямо на тропе повстречать шустрого зайца, рыжую лису и даже волка. А белки здесь и вовсе ручные. Они ни капельки не боят­ся людей. И ждут не дождутся, когда гости из города дадут им лакомство.

По словам краеведов, в этих местах люди жили еще в эпоху неолита. Об этом говорят находки каменных орудий труда и обожженных костей животных, разрубленных рукой человека. Их время от времени выбрасывает на берег Иртыша маленькая подземная речка, расположенная неподалеку от святого источника. Значит, это таинственное, сакральное место притягивает людей даже не века, а возможно, тысячелетия…

Популярное

Все
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Мусороперерабатывающие заводы планируют создать во всех городах страны
В области Абай стартовала неделя «Жасыл аймақ»
Говорили – спорт, подразумевали – деньги
Стихийная свалка ликвидирована за считаные часы в Алматинской области
Школьное питание: какие жалобы поступают от детей и родителей
Какая помощь нужна аграриям от ученых
Будут эксперименты – придут и достижения
О поддержке врачей и вейпах
Как СКО готовится ко встрече новой большой воды
Партия «Ауыл» выступает за возрождение студенческих стройотрядов
Предотвращено подтопление 2 000 жилых домов в 25 населенных пунктах Акмолинской области
Дамба у села Канай в Бурлинском районе выдержала удар стихии в ЗКО
Глава Центризбиркома выступил в КазНУ в формате лидерской лекции
Открыли ящик Пандоры
Требования к игорному бизнесу ужесточаются
Первый аэроплан пролетел над столицей 93 года назад
Куда пропали стадионы и залы?
Ксения Собчак объяснила свое появление в суде над Бишимбаевым
Графика всегда привлекает внимание авторов и зрителей
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
Плотину на реке Аксай может прорвать
Токаев поручил до зимы построить дома для пострадавших в Костанайской области
Причину смерти Нукеновой пытается поставить под сомнение защита Бишимбаева
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Пик паводка в Петропавловске еще не прошел
Молодые ученые создают полезные продукты в «цвете»
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Трагедия болью отзывается в наших сердцах – Ашимбаев о теракте в России
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась ещ…
Главе государства показали кыпчакские рукописи в армянском …
Атлас из 130 уникальных географических карт представили в А…
Сидя на коне можно завоевать империю, но нельзя ею управлят…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]