Низкая культура высокого полета

5544
Елена Левкович

В недавний перелет моей соседкой оказалась всем недовольная мадам: ее семью не так рассадили по салону, и вентиляция не так работала, и подборка фильмов была не такой, как ей хотелось.

И если поначалу женщина лишь негромко огрызалась на замечания стюардесс надеть маску полностью, иначе никто никуда не полетит, но все же слушалась, к середине полета решила показать себя во всей красе. Для начала она устроила шоу под названием «Я не ем курицу». Да, возможно, это оплошность авиакомпании, которая не рассчитала количество горячего на выбор, о чем возмущенной пассажирке вежливо сообщили и извинились, предложив в следующий раз заранее забронировать блюдо. Но женщина не унималась: как хотите, но вы мне обязаны предоставить то, что я хочу, а я хочу говядину.

Девочки-стюардессы вышли из ситуации: обменяли куриный обед на мясной у кого-то из более сговорчивых пассажиров, и крикливая дама успокоилась. Но ненадолго: то ей было жарко, то холодно, то подайте плед, то охладите салон. А потом ей и вовсе надоело сидеть. А сидеть надо было обязательно, потому что турбулентность весь полет была такая, что на меня даже опрокинулась бутылка воды из тележки. Но «героиня» и тут пошла поперек: демонстративно встав в проходе и приспустив маску, она отказывалась занять свое место – у нее, видите ли, ноги затекли, и вообще, она хочет сок. На вежливую просьбу сесть и подождать напиток сидя и в маске дама опять разнервничалась.

Закончилось все стремительно: к нарушительнице правил подош­ла стюардесса и настойчиво попросила гражданку предос­тавить ей паспорт. Гражданка возмутилась: с какой стати? А с такой, вежливо, но сурово произнесла бортпроводница, что вы нарушаете правила полета и подвергаете опасности жизнь других пассажиров.

Естественно, уязвленная дама схватилась за телефон и стала снимать: она всем покажет, как с ней тут обращаются, да она эту запись в полицию отправит! Стюардессы держали оборону сообща: будет составлена служебная записка, неугомонную пассажирку внесут в черный список авиакомпании, но штрафовать не будут.

Пререкания продолжились в хвостовой части, куда, тяжело вздохнув, направился и супруг строптивицы. Общими усилия­ми (и обещанными «карами») пыл неугомонной дамы удалось погасить: до конца полета она смиренно выслушивала доводы мужа, что «меньше надо было выпендриваться», а еще написала объяснительную.

Огрехи воспитания?

Если попытаться оценить причины конфликтов в самолете со стороны, то обычно все сводится к банальным претензиям: не так подали, не услужили, не были достаточно любезными. Скандальная дама, к примеру, все время повторяла: «А кто вы такие, чтобы указывать? Проблем захотели?», недвусмысленно давая понять, что бортпроводники – лишь обслуживающий персонал. За что, к слову, и получила от своего мужа (говорил он тихо, но я расслышала): «Почему ты позволяешь себе так разговаривать с ними? Они пашут как проклятые, весь полет на ногах, для нас стараются!»

Почему же люди «теряют лицо»? По словам Анны Поздеевой, психолога-консультанта по семейному воспитанию, подобное поведение далеко не всегда имеет психологический подтекст.

– К сожалению, на сегодняшний день в нашем обществе сформировался ощутимый дефицит воспитанности, и такие выпады – как раз таки проявления этой нехватки. Тенденция такова, что стало модно быть невоспитанным. У очень многих отсутствует культура поведения, культура взаимоотношения в обществе. Идет это главным образом от низкосортного контента, распространяемого средствами массовой информации. То есть из чего мы пьем, тем мы и болеем, – комментирует Анна Борисовна. – Иная причина кроется, возможно, в эмоциональных срывах, – стрессовость нынешней жизни к этому располагает. Вполне вероятно, что женщина находилась в стрессовом состоянии, а в такой ситуации все нормы приличия у человека улетучиваются. Что послужило раздражителем – неясно, но выплеснулось это все уже на борту самолета.

Причиной «непослушания» пассажирки назвала психолог и элементарную боязнь полета. Это не обязательно должна быть полноценная аэрофобия, но смена окружения в любом случае сказывается на психике проявлением каких угодно реакций, даже если сам человек не признается себе в этом.

Кроме того, добавляет специа­лист, подобные выпады – это попытка выправить проблемы с личным самоощущением, то есть именно таким способом человек пытается заставить уважать себя. Это не значит, что он сам по себе ничтожен, но желание получить высокую оценку своей персоны для него очень важно, порой вот таким вот «диким» способом.

О «дикости» и об отношении к команде (а бортпроводники – часть команды) самолета можно судить и по «последствиям» путешествий. Помните, минувшим летом одна из стюардесс отечественной авиакомпании выложила в Сеть видео, как выглядит салон самолета после долгого перелета? Ну так вот, она показала рядовой случай – так салон выглядит всегда, ручаюсь. В доказательство есть мной снятое видео. Замечу, что снятое – еще цветочки: когда мы летели туда, салон выглядел в разы хуже, просто телефон у меня был в рюкзаке за спиной, и я не успела заснять тот свинарник, который оставили после себя практичес­ки все пассажиры. Безусловно, некоторые, как и мы, скрупулезно складывали мусор в пакеты в течение всего полета и оставили их потом на креслах. Но большинство, видимо, устраи­вает лететь посреди смятых коробок, использованных салфеток и пустых бутылок. Интересно, а дома у них такая же помойка или подобные замашки прорываются наружу лишь при осознании факта собственной исключительности и убежденности, что их должны «обслужить»?

Накажут по земным законам

А как на подобное агрессивное поведение смотрят с точки зрения закона? «Героями» новостей становятся лишь самые отчаянные (и нетрезвые) пассажиры, а ведь буйных и непослушных – пруд пруди, как с ними борются?

А борются с ними путем сос­тавления административных протоколов. Ведете себя не по-людски, нецензурно выражаясь и каким другим схожим способом дискредитируя себя на борту воздушного судна? Получай наказание согласно статье 434 КоАП РК «Мелкое хулиганство». Проделывал все это навеселе? Будь готов отвечать по статье 440 КоАП РК «Распитие алкогольных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения». Приспичило закурить? Готовьте 50 МРП – именно столько сейчас составляет штраф за курение на борту.

А вообще, в отечественном адми­нистративном законодательстве есть достаточно «широкая» статья 566 «Нарушение правил поведения на воздушном судне».

Приведем здесь первые два пункта:

1. Нарушение правил поведения на воздушном судне, совершенное в виде невыполнения лицом, находящимся на воздушном судне, распоряжений командира воздушного судна или других членов экипажа, если деяния этого лица не создают угрозу безопасности полета, влечет штраф в размере трех месячных расчетных показателей.

2. Пользование услугами сотовой, транкинговой связи на борту воздушного судна на всех этапах полета, радиоэлектронными средствами и высокочастотными устройствами бытового назначения на этапах руления, набора высоты, захода на посадку воздушного судна, за исключением использования сотовой связи и радиоэлектронных средств на борту воздушного судна в автономном режиме «в полете», влечет предупреждение или штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.

Обратите внимание:«если деяния не создают угрозу безопаснос­ти полета». А если создают, тогда вообще можно «загреметь» на 15 суток. А еще можно запросто не долететь до места назначения и даже не взлететь: нарушителя общественного спокойствия могут не только не пустить на борт судна, но и высадить по дороге – решение принимает командир корабля.

Кроме того, действует у нас и Закон Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации», где в статье 77 обозначены права и обязанности пассажира, как то: «соблюдать Правила перевозок пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте и не допускать действий, создающих угрозу безопасности полета воздушного судна»; «не создавать препятствий при выполнении авиационным персоналом своих служебных обязанностей»; «нести иные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

Казалось бы, ничего сложного, просто оставайся человеком. Но нет, отдельных граждан тянет на подвиги. Наверное, осадить их сможет не лояльное отечественное законодательство, а суровое иностранное, когда за непослушание на борту самолета отделаться попаданием в черный список не получится.

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
В центре знают о нуждах регионов
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Адмюстиция – новый институт доверительных отношений власти …
Поехали?
Отказ от карательного подхода: применение закона к бизнесу …
Чем я могу Вам помочь?

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]