Отечественные историки и археологи готовы претворить в жизнь большой проект – написать подробную историю области Улытау

4210
Юлия Пулина

Несмотря на особый интерес к эпохе Средневековья, золотоордынскому периоду, сведения о котором хранятся в летописях, полноценные исследования невозможны без изучения более древних веков. О чем же расскажет ученым бесценное материальное наследие эпохи камня и бронзы?

фото автора

– Многочисленные памятники Улытау знают и изучают все – это классика, –отметил Елдос Кариев, доцент Высшей школы социально-гуманитарных наук Международного университета Астана. – Азы казахстанской археологии начинаются с Центрального Казахстана. Это работы Алькея Маргулана, исследования Мира Кадырбаева, а сегодня – корифея отечественной археологии Антонины Ермолаевой, исследующей знаменитый Талдысай. А вообще, в Улытау есть памятники всех эпох – от палеолита до позднего Средневековья.

Комплексное изучение

Елдос Кариев был единственным археологом, выступавшим на прошедшей недавно в Жезказгане исторической конференции, посвященной золотоордынскому периоду. Ее инициатор – Научный институт изучения улуса Джучи. Это мероприятие объединило историков, исследователей, каждый из которых готов приступить к масштабным исследованиям истории Улытау, начиная с каменного века.

– Когда изучают какой-то период истории, обязательно исследуют и преды­дущие века, истоки тех или иных произо­шедших явлений, – сообщил Елдос Кариев. – И здесь крайне важно изучение материальной культуры. Мы изучаем эпохальные события, войны, пытаемся описать жизнь правителей, других ключевых фигур, а повседневная история расскажет о том, как, например, жил простой человек в улусе Джучи. Много ли сегодня имеется письменных источников для изучения быта? Как раз это – прерогатива археологии.

Научный институт изучения улуса Джучи создан совсем недавно, однако пул единомышленников – ученых, историков, археологов – уже сформировался. В основном это молодые исследователи, у которых собственный подход к работе.

– Аналогичные программы уже есть в ряде областей Казахстана, – отметил Елдос Кариев. – Если в Улытау идею одобрят, будет здорово. Кстати, после конференции мы встречались с акимом области Улытау Бериком Абдыгалиулы. Он готов поддержать проект по изучению общей истории Улытау. Идея уже обсуждается, проект перспективный, вопрос за финансированием.

В комплексном изучении истории края как раз важны полевые работы на территории области. Сегодня паритет у историков и археологов более-менее сохраняется в изучении Средневековья, по тюркскому времени тоже хватает письменных источников, большая часть их уже интерпретирована.

А вот более ранние периоды, более древние – это уже монополия археологов. Все исследования по энеолиту, каменному веку строятся на находках и интерпретации археологов.

Центральная Азия, к слову, интересует и ученых из других стран, и в Казахстане такое сотрудничество приветствуется. К примеру, частые гости в нашей стране – ученые из Японии и Кореи, которые ищут свои корни.

– По их данным, японцы и корейцы относятся к алтайской группе, – сообщил археолог. – Теорию подтверждает не только генетическое сходство, но и разные артефакты материальной культуры. Археология может доказать, что их предки пришли на территорию современной Кореи и Японии с территории Казахстана сотни тысяч лет назад. Но они изучают более близкие периоды истории – бронзу, ранний железный век, ищут более тесные связи.

История в камне

– В первую очередь изучение древних памятников многое поведает о динамике истории заселения Казахстана, – сказал Елдос Кариев. – Например, в Восточно-Казахстанской области установлено, что люди, неандертальцы, появились там в среднем палеолите. В Центральном Казахстане примерно в то же время. А вот наиболее ранние памятники обнаружены в Южном Казахстане. Всем интересно, откуда мы, впрочем, исследования каменных орудий труда, каменной индустрии показывают прямую связь с африканским континентом.

Артефакты раннего палеолита – это довольно грубые изделия. В среднем палеолите появляются уже более изящные изделия, обработанные ретушью. Такие находки были и на территории области Улытау.

В памятниках верхнего палеолита археологи находят микролиты – это маленькие изделия из камня, обработанные с подлинно ювелирным мастерством. В мезолите – среднем каменном веке – достижения в производстве микролитов достигли пика совершенства в каменной индустрии, искусстве обработки камня. Ну а изделия эпохи неолита – это своего рода революция. Сегодня даже с помощью современных технологий трудно воссоздать что-либо подобное. Специалисты экспериментальной архео­логии многие годы потратили, чтобы доказать и показать, как это делалось руками человека. Высокое мастерство передавалось из поколения в поколение. Тогда же появляется керамика, происходит переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике. В эпоху мезолита, верхнего палеолита человек приручает диких животных, на Ближнем Востоке начинают окультуривать дикорастущие растения.

Медь стала первым металлом, который научились плавить люди в эпоху энеолита, медно-каменного века. Металл был хрупкий, но из него было гораздо легче сделать ту же самую иголку. Рост производительных сил начался в эпоху бронзы, когда люди научились делать более крепкие сплавы – меди с оловом, например.

Кстати, именно в улытауском Талдысае с помощью экспериментальной археологии удалось воссоздать и «завес­ти» древнюю металлургическую печь эпохи бронзы. Разновидностей немало, однако древние металлурги умудрялись разжигать свои печи до 1 200 °С, чтобы плавить медь.

– Памятники бронзового века хорошо изучены опять же благодаря Антонине Ермолаевой, – добавил Елдос Кариев. – Она изучает эпоху уже много лет, результаты просто превосходные, археологов такого уровня в Казахстане единицы.

Утварь и стереотипы

Установлено, что Болган-ана, чье захоронение находится в области Улытау, – дочь Джучи-хана, об этом свидетельствует генетическая экспертиза, ее мавзолей был построен в начале XIV века. Когда археологи его исследовали, в погребении была найдена разная утварь, в том числе знаменитая золотая чаша. Считается, что в то время в улусе Джучи уже исповедовали ислам, он быстро распространялся по степи. Но вещи, которые были обнаружены в мавзолее, по канонам ислама запрещено класть в захоронение – это языческий ритуал.

Так почему же в мавзолее Болган-ана была утварь? Может быть, ислам не был так широко распространен среди высшей элиты улуса, как считают многие историки? А может, приверженцы ислама были, но не особо соблюдали эти традиции? И это еще один повод для тщательных исследований письменных источников историками.

В более поздние времена – XV–XVI веках – таких находок в погребениях уже нет.

Многие считают, что погребальная археология этого времени теряет актуальность, ведь археологи ищут инвентарь, который даст представление о материальной культуре того или иного периода.

– На самом деле это стереотип, – считает Елдос Кариев. – До сих пор в Казах­стане мы наблюдаем, что в погребальных обрядах казахов, проживающих в разных регионах, имеются определенные различия. В некоторых областях, например, сохранился явный реликт – могут положить что-либо в захоронение. В ВКО на ограду обязательно устанавливают череп лошади, которую зарезали для поминок. Эти традиции были актуальны в сакское или тюркское время. Тогда верных коней хоронили рядом с их хозяевами. Обязательное условие, чтобы на похоронах была зарезана лошадь.

В некоторых регионах режут корову, но те, кто помнит древние традиции, говорят: «Непорядок, он уехал на тот свет на корове». Конь – это транспорт, поэтому кажется странным, что кочевник ушел таким образом.

Кадры, если они есть, решают все

Несмотря на особое внимание к истории, в Казахстане все же не хватает квалифицированных кадров: памятников много, а профессионалов мало. В Улытау есть свои профессиональные археологи, но опять же, у них есть другие гранты, другая работа. Часто они трудятся не дома, а в других областях страны. Нау­ке нужны специалисты-смежники: археогенетики, археометаллурги. А пока растет число «околоплавающих» специалистов, для которых профессия стала чем-то вроде ремесла.

Работу многих профессионалов ограничивает отсутствие научной степени. Даже самый крутой, но не остепененный специалист не может подать заявку на грантовое финансирование, чтобы продолжать свои изыскания. А ведь хороший грант всегда означает масштабные работы.

– Президент в одном из своих выступ­лений сказал, что археология – один из важных источников изучения истории, – отметил Елдос Кариев. – Тогда он поддержал головной институт археологии. Это верно, но кроме головного института есть и другие сильные учреждения в регионах, которым нужна помощь.

Тревогу вызывает и состояние памятников истории – участились случаи их разграбления.

– Создается ощущение, что действуют какие-то преступные группировки, – говорит археолог. – Они ищут золото, им без разницы, что разрушить, потому что не понимают важного значения исторических артефактов. Все эти вмешательства уничтожают не только памятники, исчезают предметы, которые могли бы многое рассказать о прошлом. И это происходит по всему Казахстану.

Но не только антропогенные, но и техногенные факторы год за годом разрушают древности. Ветер, вода, сезонные осадки – угроза неменьшая.

Елдос Кариев отметил также, что сегодня много говорят о создании фонда археологических артефактов. Такие фонды, по сути, уже есть в каждой археологической организации. А вот лабораторий, где можно было бы обрабатывать научные материалы, вводить их в научный оборот, наоборот, не хватает. В том же самом Институте археологии есть лаборатории керамического производства, палеозоологии, но нет лаборатории радиоуглеродного анализа, а она просто необходима, ведь исследования за рубежом очень дорогие.

Если программу примут, первые результаты будут опубликованы уже через год, уверен археолог, но опять же, при условии соблюдения баланса в изучении памятников разных эпох.

Популярное

Все
Когда наступает старость?
Делиться музыкой с окружающими можно с помощью жестов и мимики
Искалеченному журавлю сделали операцию
Большая поисковая, научно-аналитическая работа проведена Госкомиссией по реабилитации жертв политических репрессий
В Шымкенте операторов домофонов уличили в картельном сговоре
Музей Карлага организовал театрализованную экскурсию, показав страшную суть политических репрессий
Акмолинцы продолжают верить фирмам, якобы предоставляющим медуслуги
Магазины «у дома» отказываются торговать продуктами из стабфонда
Выпускники подарили родной школе современный кабинет
Ливневки нужно строить вместе с городом
Сельские акиматы нуждаются в дипломированных кадрах
Решили не торопиться, а в новый дом заселиться
Почти 600 километров дорог отремонтируют в Карагандинской области
Государственный язык должен выступать не только средством коммуникации, но и источником духовного обогащения для каждого казахстанца
Сингапурская лекция Президента Казахстана вызвала широкий отклик в экспертном сообществе
Площадь Амстердам открыли в Астане
«Политика – это живые люди». Премьер-министр Нидерландов провел встречу со студентами Maqsut Narikbayev University
Первая агропродовольственная миссия Евросоюза прибыла в Казахстан
Региональный вуз – лучший выбор для обладателей «Алтын белгi»
В Таразе взялись за освещение улиц
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Октай Букейхан – забытый первый казахский геолог-разведчик, коллега Каныша Сатпаева
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Юбилей «Невада – Семей» – хороший повод напомнить о заслугах Саима Балмуханова
У Казахстана уникальный культурный код
Три сирийских силовика заочно приговорены во Франции к пожизненному заключению
Астана и Париж «сверили часы»
Диас Аубакиров пробился в финал самого престижного в мире чемпионата по брейкингу
«Стартапы могут работать с гигантами»: ERG провела первый форум промышленного IT в Казахстане
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Казахстанцам не стоит опасаться последствий прорыва дамбы в Китае
Как минимум семь казахстанцев выступят в основной сетке Roland Garros
За аферу с ЕНТ осуждены двое жителей Уральска
Возобновлено движение на автодороге «Екатеринбург – Алматы»
Для пострадавших от половодья жителей СКО власти приобрели 31 квартиру
Ранние овощи начали поставлять в Кызылординскую область
О подходах к проблемам, поднятым Президентом на третьем Национальном курултае, высказался известный криминолог Куат Рахимбердин
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Детей растить и Родину защищать
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане

Читайте также

Музей Карлага организовал театрализованную экскурсию, показ…
Шедевр Леонардо да Винчи впервые представят в Астане
Финансировать по-новому праздники и концерты планирует Минк…
Менталитет и характер нации – то, что веками созревает в кр…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]