Травля была, есть и... будет?

1132
Дина Устиненко

Школьные взаимоотношения – тема неисчерпаемая. Во все времена социум, особенно подростковый, был строго иерархичен. Добровольно или насильно, но каждому выделялось свое «место под солн­цем», а дальше уже каждый решал, согласен ли с «назначением» или будет сопротивляться.

фото из архива "КП"

Сегодня общество разделилось на две части: одна яростно отстаи­вает все новое, прогрессивное, вторая – сужденья черпает из прошлого опыта. Как бы то ни было и как это ни назови – школьным войнушкам сотни лет. Но порой в этот неодно­значный, но закономерный процесс взрос­ления вклиниваются взрослые, и совсем не с целью пресечь или устранить явление. Часто педагоги сами становятся агрессорами, подавляющими и унижающими детей.

Эта тема, словно кубик Рубика, состоит из множества цветов, и, собрав лишь один оттенок, решить проблему не удастся. Тут необходим комплексный подход и слаженная работа всех сторон конфликта: детей, педагогов, родителей, представителей ювенальной полиции, психологов.

В первом классе моему сыну попался случайный педагог. Мы всей семьей, как в той присказке, «крались, крались и облажались». Выискивая идеальное соотношение между школой, педагогом и расстоянием от пунк­та А до пункта Б, сделали совершенно неправильный выбор, остановившись на репутации частной школы и доверив ее руководству выбор учителя. Сын попал в класс к педагогу с огромным опытом. Но радость длилась лишь первые два-три дня. Уже с четвертого сентября в родительский чат посыпались жалобы. Как же жалею, что не прислушалась ни к сыну, ни к другим родителям. Сказывалась советская закалка: учитель должен быть строгим, и он всегда прав. Это несусветная глупость – убедилась я на собственном опыте. Но тогда поверить в то, что в частной школе директор отправит к первоклашкам тирана, я просто не могла.

Пожилая женщина, имея за плечами, помимо опыта профессионального, опыт жизненных неурядиц, комп­лексов и проблем, вымещала все на детях. Когда один за другим наш класс стали покидать ученики, забеспокоилась и я. Выяснилось, что педагог могла устраивать крохам 6–7 лет публичную «порку». В частности, мой сын очень любит рисовать. Обнаружив, что на последних страницах школьных тетрадок у него изображены роботы и тракторы, почетный педагог трясла его тетрадью перед классом, смеялась и называла его рисунки «дурью» и «каракулями»... К слову, она до сих пор преподает в той же школе, состав учеников лишь ее класса практически полностью поменялся. Ушли и мы, сменив учебное заведение и предпочтя сохранить нервы вопреки огромному желанию раздуть конфликт.

Зато теперь имею опыт, которым смело могу делиться, и ответственно заявляю: школа для детей – это не только место получения знаний. Это прежде всего социум, где они проводят большую часть времени, и лишь затем следует дом, где активное взаимодействие с домочадцами ограничивается всего парой часов.

Вспоминая свое детство, порой просто не могу понять, как мы выжили в тех условиях? В прямом и переносном смысле. И у нас была травля, и был риск скатиться к лузерам (в нашем суровом времени определение этих качеств характера было куда более хлестким), наркоманам, отбросам общества. Был также огромен риск вообще остаться покалеченным – как физически, так и морально.

Порой так и хочется, как строгому диктору советского телевидения, поправив очки на переносице, философски отметить: все это тлетворное влияние Запада. Отчасти это так. Именно оттуда и пришло это понятие, точнее, обрело свою нынешнюю форму. А ведь это, по сути, всего лишь закономерное развитие общества, магическое воздействие капитала, еще и помноженное на особенности нашего менталитета.

Помню, в средней школе авторитеты у нас были интересными. На полном серьезе девочка из параллельного класса гордилась тем, что ее дядя имел отношение к местным рэкетирским группировкам, а, став постарше, одноклассники козыряли «предками-коммерсами» и предпринимателями.

Нам было непросто, но мы успевали освоить не только школьную науку, а социализироваться, получить мощные адаптивные механизмы, которые вытягивают наше поколение и сейчас. Современным детям сложнее, у них помимо школьной успеваемости и реального взаимодейст­вия есть виртуальный мир, порой настолько сильно отличающийся от действительности, что, взрос­лея, им в разы сложнее влиться в трудовой коллектив, найти себе пару, завести друзей и просто занять свою ступеньку в той самой социальной иерархии.

Вводя новые законы, пытаясь контролировать процесс буллинга, есть риск многое упустить. Существует мнение, что агрессоры сами нуждаются в еще большей помощи, чем объекты травли. Что ни один адекватный ребенок из благополучной семьи не станет унижать и гнобить другого. Час­то так и есть. Они нуждаются в помощи гораздо сильнее. Как говорят психологи, громче всех кричит тот, кому больше всего страшно. Те, у кого комплексы, те, кого обижают, кого не любят.

Проблема буллинга – палка о двух концах. Еще бодры и веселы представители того поколения, когда «сдать», «скозлить» нарушителя считалось сродни предательству, и такие люди были нерукопожатны, но зато часто такое благородство перерастало в укрывательство преступлений. Сегодня встает на ноги новое поколение, которому чужды дикие законы времен, описываемых в том же пресловутом «Слове пацана», – и правда сейчас на их стороне.

Как всегда, очень хочется не выплеснуть с водой и ребенка. Всем нам – золотой середины.

Популярное

Все
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Мужчина с почкой свиньи умер в США
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
Главы МИД стран ШОС встретятся в Астане в конце мая
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Казахстанские гимнастки завоевали медали на турнире в Португалии
В суде определили вопросы для присяжных по делу Бишимбаева
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
Ни проехать, ни пройти
Сотни армейцев перебросят для защиты Сарайшыка от наводнения
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Сенатор поддержала законодательный запрет на вейпы в Казахстане

Читайте также

Менторское сопровождение демонстрирует эффективность
Давайте любить спорт!
Надо только начать с себя
В Туркестанской области стартовал проект «Моя профессия – м…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]