Цель по двукратному снижению уровня инфляции становится все более труднодостижимой на фоне сохранения внутренних проинфляционных факторов

4325
Александр Вербинин

В марте на заседании Мажилиса Парламента Глава государства заявил о необходимости снижения уровня инфляции в текущем году в два раза.

Фото: kazpravda.kz

«В первую очередь нужно контро­лировать цены на продовольственные товары. Поэтому одним из ключевых приоритетов остается развитие агропромышленного комплекса и торговли. Следует обеспечить внутренний рынок прежде всего отечественными товарами. Важно также увеличить объем производимой сельхозпродукции и повышать ее добавленную стоимость», – поручил Президент.

Учитывая, что по итогам 2022 года инфляция составила 20,3%, исполнение поручения Главы государства должно привести этот показатель к минимальным двузначным значениям.

По информации Бюро национальной статистики Агентства РК по стратегическому планированию и реформам, инфляция, достигшая пика в 21,3% по итогам февраля, затем начала постепенное снижение и пришла к отметке 15,9% к 1 июня. Между тем вероят­ность дальнейшего уменьшения индекса потребительских цен такими же высокими темпами является ограниченной из-за ряда проинфляционных факторов.

Примечательно, что если ранее среди наиболее существенных причин роста цен фигурировали внешние факторы, то в настоящее время их место заняли причины внутреннего характера.

«Давление на цены со стороны внешнего сектора несколько ослабло вследствие снижения мировых цен на продовольствие и заметного замедления инфляции в странах – торговых партнерах Казахстана. Более медленный рост внешних цен на фоне стабильного реального обменного курса создает благоприятные условия для замедления инфляции в стране. При этом сохраняется проинфляционное влияние внутренних факторов, связанных с продолжающимся фискальным стимулированием, устойчивым внутренним спросом, высокими инфляционными ожиданиями, а также повышением цен на горюче-смазочные материалы и жилищно-коммунальные услуги», – отметил глава Национального банка Галымжан Пирматов 26 мая в своем традиционном заявлении о размере базовой ставки.

На этом фоне Нацбанк ухудшил прогноз на текущий и последующие годы. Так, по обновленным прогнозам, годовая инфляция сложится в пределах 11–14% в 2023-м, 9–11% – в 2024-м и 5,5–7,5% – в 2025 году. Между тем еще в феврале НБ в своем базовом сценарии прогнозировал, что годовая инфляция в 2023-м будет находиться в пределах 9–12%.

«Изменение прогнозных оценок по росту цен в первую очередь связано с влиянием прямых и косвенных эффектов от повышения стоимости ГСМ и жилищно-коммунальных услуг. Из-за инерции они приведут к более медленному снижению инфляции до среднесрочной цели.

Фискальный импульс в текущем году оценивается как процикличный. При этом, исходя из тех параметров, которые заложены в прог­нозе социально-экономического развития, он будет ослабевать на фоне планируемого возврата к соблюдению контрцикличного бюджетного правила в 2024–2025 годах», – пояснил глава Нацбанка.

По мнению профессиональных участников финансового рынка, такое изменение в прогнозах монетарного регулятора во многом произошло из-за увеличения бюджетных расходов и трансфертов из Нацфонда, утвержденных в марте этого года.

В марте расходы республиканского бюджета были увеличены на 1,5 трлн тенге относительно объема, утвержденного осенью 2022 года. При этом был утверж­ден дополнительный целевой трансферт из Нацфонда в объеме 800 млрд тенге.

По мнению аналитиков Halyk Research, увеличение трансфертов из Нацфонда в экономику страны существенно повлияет на решения Нацбанка по снижению базовой ставки в этом году.

«Чтобы снизить давление на инфляцию со стороны резко увеличенных трансфертов из Нацфонда, Нацбанк будет вынужден поддерживать базовую ставку на прежнем уровне или гораздо более сдержанно снижать ее к концу года», – отмечается в аналитичес­ком обзоре Halyk Research.

По всей вероятности, эффективность попыток Нацбанка охлаждать внутренний спрос поддержанием базовой ставки на высоком уровне снижается из-за вливаний больших объемов финансовых ресурсов в экономику (тот самый фискальный импульс), а также отходом от соблюдения бюджетного правила, которое призвано ограничивать трансферты из Нацфонда.

Как отмечал Нацбанк в Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года, принятой в марте 2021-го, в 2015–2020 годы на долю трансфертов из Нацфонда приходилось около 36,8% от всех доходов республиканского бюджета. По оценке регулятора, рост расходов, опережающий увеличение номинального ВВП, снижает координацию целей фискальной и денежно-кредитной политик.

Иными словами, вливание все большего объема денег в экономику для финансирования различных бюджетных программ отчасти противоречит задачам Нацбанка, цель которого заключается в обеспечении стабильности цен.

«Ускорение темпов роста государственных расходов, не обеспеченных соответствующим ростом производительности на фоне недостаточной контрцикличности проводимой фискальной политики снижает макроэкономическую устойчивость и ограничивает достижение целей денежно-кредитной политики», – констатирует Нацбанк.

Из доклада о денежно-кредитной политике, опубликованного Нацбанком в мае, следует, что проблема давления вливаемых в экономику денег на инфляцию в полной мере сохраняется и в текущем году.

«Остается высоким риск инфляционного давления со стороны внутреннего спроса на фоне усиления фискального стимулирования в текущем году. Учитывая низкую фискальную дисциплину и периодический пересмотр в сторону увеличения государственных расходов в предыдущие годы, не исключается, что параметры бюджета в последующие годы могут быть дополнительно пересмотрены в сторону расширения расходной части, а это может стать дополнительным источником проинфляционного давления в экономике», – говорится в докладе.

Еще одним фактором, снижающим эффективность денежно-кредитной политики, является поступление в экономику значительного объема ликвидности по цене ниже уровня базовой ставки.

Снижение стоимости денег в экономике за счет субсидий отдельным категориям бизнеса или населения по низкой ставке приводит к неравномерному распределению ликвидности, создает неравные условия в доступе к ней. Складывается диспаритет в ставках вознаграждения между государственными и собственными источниками финансирования, что приводит к искажению стоимости денег. Как следствие, снижается эффективность воздействия мер денежно-кредитной политики на реальный сектор.

Реализуемые программы государственной поддержки экономики и расходы государственного и квазигосударственного секторов в значительной степени формируют избыток краткосрочной ликвидности, который оказывает давление на денежный и валютный рынки. В этих условиях Национальный банк вынужден обеспечивать эффективное связывание ликвидности на денежном рынке, чтобы не допустить перетока средств на валютный рынок с последующим давлением на обменный курс.

По оценке участников финансового рынка, повышение эффективности борьбы с инфляцией и внедрение полноценного режима инфляционного таргетирования является комплексной задачей, которая требует принятия мер не только со стороны Национального банка, но и Правительства и Агентства по регулированию и развитию финансового рынка. В этой связи Нацбанк, Кабмин и орган финнадзора должны эффективно координировать денежно-кредитную, фискальную и пруденциальную политики.

В дополнение к этому важным представляется внедрение полноценных контрцикличных бюджетных правил при условии жесткой дисциплины по их исполнению, а также сокращение кредитования экономики по ставкам ниже рыночных.

Только практическая реализация такого комплекса мер может повысить эффективность денежно-кредитной политики и сделает базовую ставку действительно действенным инструмен­том влия­ния регулятора на макро­экономические процессы.

Популярное

Все
Предприятия отечественной фармацевтики бьют в набат
Бишимбаева приговорили к 24 годам лишения свободы
Новый авиамаршрут открывают между Казахстаном и Узбекистаном
Во время намаза мужчина начал избивать рядом стоящего человека
Будущее – за казахским языком
Героями стали в двадцать лет
Каждый день спасатели слышат слова благодарности
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Мужчина с почкой свиньи умер в США
О чем молчит оружие?
Брачные игры по-итальянски
О расточительстве, исторических спорах и развитии казахского языка
Кадетский класс открыли в честь героя-полицейского
Главы МИД стран ШОС встретятся в Астане в конце мая
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
Родоначальнику династии стражей Государственной границы Казахстана Саипу Садыкову исполнилось бы 100 лет
В суде определили вопросы для присяжных по делу Бишимбаева
Казахстанские гимнастки завоевали медали на турнире в Португалии
Ни проехать, ни пройти
Сотни армейцев перебросят для защиты Сарайшыка от наводнения
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Сенатор Ляззат Калтаева: «Одна из самых важных профессий в стране нуждается в защите»
Сенатор поддержала законодательный запрет на вейпы в Казахстане

Читайте также

Миграционное законодательство решает комплекс проблем
Одно громкое «доколе»?
В Казахстане дан старт ЕНТ
Школьников выселили из общежития и отдали его чиновникам

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]