Журналист под прикрытием

4480
Людмила Макаренко

В Казахстане завершается обсуждение законопроекта
«О масс-медиа», который объединил и модернизировал два закона – «О СМИ» и «О телерадиовещании», а также ввел в юридическое поле интернет-журналистику. О том, чего ждать профессиональному сообществу от изменения законодательства, мы поговорили с политологом, президентом общественного фонда «Мир Евразии», журналистом с большим опытом руководства казахстанскими общественно-политическими СМИ Эдуардом Полетаевым.

– Эдуард, что, на Ваш взгляд, должен обеспечивать закон, регулирующий жизнь медиа­пространства, и насколько это удастся законопроекту «О масс-медиа»?

– Ответ на данный вопрос содержится в преамбуле самого законопроекта – там, где обос­новывается необходимость его принятия с точки зрения разработчиков. Я согласен с этой позицией и попробую изложить основные аргументы своими словами.

Первое, что в данном контексте имеет значение, – геополитическая ситуация. В современных и очень непростых условиях Казахстан позиционирует себя как государство с многовекторной политикой, которое не принимает в международных конфликтах чью-либо сторону, придерживается концепции миротворчества и интеграционных инициатив. А это многим не нравится, потому что определенные силы хотели бы перетянуть нашу страну на свои позиции, в том числе путем использования информационных технологий.

Информпространство Казахстана не изолировано, у нас открыт доступ практически ко всем интернет-ресурсам в глобальной Сети, можно подключаться к телевизионным каналам многих государств, пользоваться другими источниками. Есть информационное воздействие с разных сторон. Более того, представлены ресурсы, которые не скрывают свою пропагандистскую направленность, каналы других стран, которые пытаются формировать у аудитории «нужное» мнение.

Прибавьте к этому социальные сети, YouTube-каналы, множество других хостингов и площадок, и вывод окажется очевидным: давление на казахстанскую ауди­торию со стороны зарубежных СМИ очень высоко.

С другой стороны, у самого Казахстана в плане внешнего информационного влияния не так много возможностей: мы не можем, как, например, Катар, создать влиятельнейшую меж­дународную телекомпанию «Аль-Дзажира». Сказать больше, нам не хватает собственных массмедиа, чтобы полностью покрыть информационные пот­ребности населения. СМИ – ведь это не только про политику и экономику, это и про дачу, охоту и рыбалку, вышивание и вязание и много еще чего, про что рассказывают специализированные телевизионные и интернет-каналы, а они, как правило, зарубежные.

– Хорошо, тогда как найти золотую середину между «не допус­кать пропаганду» и «позволить манипулировать общественным мнением ради демократического имиджа»?

– Если продолжать тему информационного суверенитета, то придется говорить о том, что казахстанские СМИ вполне успешно формируют внутреннюю повестку, но международная сильно провисает. Мы на мир смотрим глазами зарубежных СМИ: у нас очень мало собкоровских пунктов за границей, не хватает хороших журналис­тов-международников.

Вероятно, этому есть объяс­нения, в их числе недостаток финансирования, нехватка подготовленных кадров. Но это можно и нужно менять. У нас должен быть свой казахстанский взгляд на международные события.

Есть надежда, что законопроект «О масс-медиа» поспособствует этому. Там ведь обозначена идея того, что новая государственная информполитика поможет гражданам создавать адекватную и полную картину мира. А без собственной оценки того, что происходит за «соседским забором», этого добиться тяжело.

– Очевидно, это не единственный повод для переписывания законодательства о СМИ. Вы же заметили, что привычные нам с Вами определения «газета», «журнал», «радио» и «ТВ» теперь обобщаются в индустриальное «массмедиа». Это ведь тоже знак?

– Несомненно. Закон, регулирующий информационную среду, Казахстану был нужен. Нельзя же обеспечивать инс­титуциональное развитие средств массовой информации в соответствии с духом и буквой закона, который написан в 1999 году. На мой взгляд, он давно устарел и не отражал реальную ситуацию, связанную с информационной революцией, которая привела к изменению акцентов в подаче информации. Она стала более емкой, оперативной, где-то даже более «хайповой». Этому способствовали новые каналы ее передачи с усилением влияния интернет-СМИ и социальных сетей.

Помните же, в 90-х – начале 2000-х годов королем информационного поля был телевизор, в меньшей степени, но достаточно большое влияние оставалось за печатными СМИ. Сейчас акцент смещается на потребление информации с электронных гаджетов, и, соответственно, влияние блогеров, инфлюенсеров, людей, которые «сами себе СМИ», в значительной степени усилилось. Что говорить, если даже традиционные издания берут у них интервью и обращаются за комментариями.

Поэтому совершенно справедливо, что пространство Интернета включается в рамки нового закона.

– Действительно, современные массмедиа – кроме традиционных СМИ, теперь еще и интернет-сфера. И все же, насколько необходимо такое объединение и можно ли установить регламенты, чтобы уравнять разные по своей сути информресурсы?

– Соглашусь, что эти ресурсы существенно отличаются друг от друга, – разный уровень ответственности, четкости в подаче информации, даже элементарная грамотность намного выше в традиционных СМИ, где работают целые коллективы, чтобы обеспечить качество контента и получить в итоге полноценный, заслуживающий доверия продукт.

Тем не менее нельзя игнорировать то, что в информационном пространстве новые медиа закрепились существенно и надолго, если не навсегда. Поэ­тому законы должны соответствовать нынешним реалиям и отражать существующее положение дел.

– Если независимые и в то же время ответственные СМИ – некий идеал существования медиаиндустрии, то как это может выглядеть на практике: чем обеспечивается первое и второе?

– Независимость и ответственность средств массовой коммуникации – запрос времени. Об этом говорил, в частности, и наш Президент, отмечая необходимость стимулирования востребованных независимых медиа. Наверное, один из наиболее реалистичных вариантов поддержки этих требований – система грантов, о которых впервые упоминается в законопроекте «О масс-медиа».

Существовавший до сих пор принцип госзаказа давно подвергается критике. Там очень сложно определить и понять, насколько адекватно потребностям общества используются ресурсы, выделяемые государством. Известно, например, что телевидение потребляет очень большие бюджетные средства, меньше – печатные СМИ, а интернет-ресурсам, которые сейчас наиболее популярны, дос­тается и вовсе немного. Здесь все-таки нужно выстроить какой-то баланс. И я думаю, сис­тема грантов поможет найти механизм соответствия.

Что же касается ответственности СМИ, то ее тоже нужно обеспечивать практически. Помню, у нас принимались этические кодексы журналистов, которые формально не имеют силы закона, и непонятно, как ими пользоваться. При этом всегда есть соблазн прогнать какую-то «джинсу», съездить в пресс-тур на деньги организаторов, чтобы в итоге создать для них положительный имидж в своем материале.

Трудно ожидать, что в таких условиях СМИ сможет оставаться независимым. Я читал этический кодекс американского агентства Associated Press, так он категорически запрещает журналистам ездить в командировки за чужой счет – только за редакционный.

– То есть независимость СМИ – это прежде всего вопрос экономический?

– В сегодняшней действительности – скорее всего, да. И вся проблема упирается в то, что средства массовой информации финансируются у нас по остаточному принципу. Хотя подчас от некоторых критиков можно услышать: дескать, какие огромные бюджеты «съедают» наши СМИ по господдержке. Но это абсолютно несправедливые упреки.

Государство, по сути, – основной заказчик на информационном пространстве Казахстана. У нас ведь нет таких мощных и влиятельных медиаимперий, которые сложились в США и Европе. К тому же власть заинтересована в освещении и продвижении своих инициа­тив. Поэтому большинство авторитетных СМИ у нас поддерживается государством. И это, в принципе, нормально на том уровне, на котором сейчас находится отечественная медиа­индустрия.

Чтобы приблизиться к идеа­лу, о котором мы говорили выше, надо продолжать применять традиционные инструмен­ты использования СМИ. И конечно, поднимать воп­рос личной ответственности профессионалов, работающих в этой сфере.

– Положение о «профессиональном конт­роле» для СМИ, впервые возникшее в законопроекте, немедленно взяли на вооружение его критики. У Вас это нововведение вызывает какие-то опасения?

– Нет, я не вижу ничего здесь страшного. В каждой профессиональной индустрии существуют организации, которые следят за качеством производимой продукции, в том числе общественные и корпоративные, например, различные ассоциации – мебельщиков, производителей молочной продукции, строителей и так далее. Они поддерживают ту или иную отрасль, защищают интересы ее представителей и в то же время контролируют их. Все это ради того, чтобы производитель выдавал под казах­станским брендом достойную продукцию, а не брак.

Примерно такие ассоциации должны быть и в среде производства информпродукта. Они есть, если судить по организациям, защищающим свободу слова и права журналистов. Их работа важна и нужна, воп­росы профессионального контроля они также могут обеспечивать.

И вообще, я считаю, не нужно бояться законов, нужно опасаться их неправильного исполнения или несоблюдения.

– Вы сейчас говорите о возможностях саморегулирования информационной отрасли? И какие вопросы в этом случае можно было бы решать?

– Давайте признаемся: в нашей профессиональной среде есть коллеги, которые не дотягивают до высокого профессио­нального уровня – и вообще, у нас есть проблема с кадровым потенциалом. Так вот – сами журналисты должны очищать свои ряды от непрофессионалов, от тех, кто позволяет себе пользоваться непроверенной информацией, фейками, слухами. Это ведь касается не одного недобросовестного работника, а деловой репутации всего профессионального сообщества.

Читатели, зрители, слушатели хотят верить тому, что им преподносят в СМИ, и, соответственно, специалисты в этой области должны быть с очень высоким идейно-морально-политическим уровнем. Вот в чем заключается профессиональная ответственность журналистов.

– Законопроект касается важных для профессионального сообщества норм, в частности, речь идет об укреп­лении статуса журналиста. Что из этих намерений кажется Вам действительно значимым?

– Я не буду говорить о предлагаемой в новом законе пресс-карте, которая должна обеспечить работников СМИ некими гарантиями и льготами. На мой взгляд, это всего лишь чиновничья проформа. Куда важнее усиливать ответственность журналиста через обеспечение защиты его прав. Поэтому большую значимость для меня представляют слова Президента, который поручил силовикам решить вопрос с правонарушениями в отношении журналистов.

Конечно, в общем массиве преступлений против личнос­ти они занимают небольшой вес, но такие события всегда вызывают общественно-политический резонанс, влияют на имидж государства и власти. А для нашей власти, которая сейчас занята реформами, в том числе связанными с демократизацией, свободой слова, совершенно не выгодны деструктивные действия и провокации против журналистов.

Статья 158 Уголовного кодекса «Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста» все время оставалась практически неработающей. Нужна корректировка этих норм – журналистов должны уважать, а не заниматься их нейтрализацией. Хочется, чтобы в нашем обществе в полной мере заработал принцип «Факт безусловен, а комментарий свободен». Это важнейшая норма для деятельности свободной прессы.

– Какие еще насущные профессиональные проблемы следовало бы решить на законодательном уровне?

– Как я уже говорил, остаются вопросы финансирования СМИ, которые нужно решать в более открытом, четком и понятном порядке. Регламенты должны касаться не только обеспечения от государственных структур. У нас же есть партийные средства массовой информации, корпоративные медиаресурсы и даже персональные СМИ у некоторых обеспеченных товарищей.

Важна работа неправительственных организаций, таких как Союз журналистов Казахстана. Хотелось бы, чтобы он проявлял более активную позицию по тем или иным вопросам. И вообще, есть потребность, чтобы наше журналистское сообщество в условиях Нового Казахстана сплотилось.

Долгое время у нас существовали элитные группы, где журналисты достаточно хорошо себя чувствовали, оказывая поддержку тем или иным известным персонажам. Параллельно им существовали остальные традиционные СМИ, финансируемые государством.

Получалось так, что журна­листы руководствовались больше узкокорпоративными интересами, чем интересами общеказахстанской журналистики и интересами страны в целом. А это печально. Я думаю, что в Новом Казахстане этот вопрос надо решить – в нем заинтересованы и общество, и власть, и сами журналисты.

Нужно усиливать корпоративную солидарность, тогда и ответственность будет иной. Потому что некачественный материал, который разочаровывает читателя или зрителя, тем более приводит к негативным последствиям, бросает тень на все сообщество.

– Как бы Вы оценили конкурентность отечественного информ­рынка? Что нужно для обеспечения полезного соперничества и есть ли другие пути повышения качества информпродукта?

– Мне кажется, в Казахстане не самая печальная ситуация с конкуренцией в информационной сфере, хотя бы на фоне того, что происходит в соседних государствах. У нас нет проблем со свободой доступа к информации, любой может при желании изу­чить позиции разных сторон.

Что касается технического состояния отечественного информрынка, то здесь тоже не все так плохо – техника хорошая, деньги вкладываются, есть современное оборудование, особенно это касается телевидения, Интернета. Все это обеспечивает возможности для качественной работы.

Свое внутреннее информационное пространство Казахстан вполне сформировал, и очень многие темы, которые волнуют ближайших соседей, бывают не актуальны и не обсуждаемы в нашей среде. Судя по соцсетям – а это все-таки в определенном смысле зеркало общества – нас больше интересует, что происходит в собственном доме, от силы – за соседским забором. Что, по сути, очень хорошо. Это показатель суверенности государства, сформировавшейся информационной картины и того, что информбезопасность находится на неплохом уровне, – мы все меньше играем в чужие информационные игры.

А для повышения конкурент­ности массмедиа нужно повышать профессиональный уровень представителей журналистской профессии, пользоваться достижениями и опытом ведущих зарубежных средств массовой информации и, самое главное, – обеспечивать возможность для реализации этой конкуренции: закрывать те ниши, в которых пока доминируют зарубежные СМИ.

Ну и, безусловно, нужно не забывать о своей главной задаче: обеспечивать читателя и зрителя качественным, интересным и полезным, надежным и достоверным информационным продуктом.

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Свет возвращается в села СКО
Закон дает хорошие возможности — эксперт
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Неприглядные врата страны
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Четыре бронзовые медали из Гонконга
Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Защита от неправды
Социальные расходы – инвестиции в развитие нации
С рождения и до 18
Поколение белоручек

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]