Эксперты уверены: только вместе, объединив усилия государственного аппарата, бизнес-сообщества и гражданского общества, мы сможем построить устойчивый и демократический новый Казахстан, сохранить вектор успешного экономического, социального и культурного развития.
Высоки ожидания перемен
Жанар Тулиндинова, политический обозреватель, член Клуба молодых экспертов при Сенате Парламента:
– После событий «Трагического января» Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с программными тезисами, в которых обозначил курс на построение нового Казахстана. При этом Глава государства поставил конкретные задачи перед новым составом Правительства и всем государственным аппаратом, перед силовыми органами, партией «Nur Otan», Парламентом и призвал бизнес-сообщество к солидарной ответственности за будущее страны.
Январские события показали: стране нужны системные реформы и реальные изменения. Особенно важно, что Глава государства подтвердил свою приверженность последовательной политической модернизации. Анонсирован новый пакет политических реформ, который будет представлен после широкого конструктивного диалога с гражданским обществом.
В связи с этим в казахстанском обществе наблюдаются высокие ожидания перемен и решительных реформ. Сформирован общенациональный запрос на кадровое и идеологическое обновление, на продолжение преобразований в общественно-политической сфере, на очищение от коррупции, неэффективных институтов и подходов.
Очевидно, что масштаб поставленных задач требует мобилизации экспертного сообщества и гражданских активистов для разработки новой социально-экономической политики и общественно-политических реформ в рамках повестки «Жаңа Қазақстан».
В связи с этим активом Клуба молодых экспертов, общественным проектом при Сенате, недавно был проведен опрос, посвященный видению повестки «Жаңа Қазақстан» молодыми экспертами. В исследовании приняли участие свыше 70 человек.
Примечательно, что 80% опрошенных высказались за то, чтобы повестка нового Казахстана получила концептуальное оформление. Эксперты охарактеризовали ее как попытку в короткой и внятной форме отразить потенциал изменений вследствие январских событий.
В качестве приоритетов повестки «Жаңа Қазақстан» опрошенные эксперты указали на необходимость снижения социального неравенства и социально-экономических дисбалансов, а также на важность разработки и принятия новой экономи-
ческой политики, основанной на честной конкуренции, прозрачности принимаемых решений, предсказуемости госполитики.
Важной составляющей социально-экономических реформ, по мнению молодых экспертов, является упразднение неэффективных экономических и политических институтов, а также ликвидация олигополий, демонополизация отраслей экономики.
Помимо этого, эксперты указали на необходимость модернизации общественно-политической сферы. Политические реформы, по их мнению, выступают основой социально-экономических преобразований, как и верховенство закона и независимые суды.
Важными условиями реализации повестки нового Казахстана эксперты назвали кардинальную кадровую перезагрузку системы госуправления. «Необходимо позволить честным и беспристрастным профессионалам прийти в госуправление», – отмечают они в комментариях. Причем важно «вовлечь активные группы, не торопиться с реформами, сосредоточиться на верховенстве права и конкуренции».
Не менее важны «единение и консолидация всех здравых общественных сил». Речь идет о солидарной ответственности бизнеса, власти и общества за будущее страны, а также о социальной ответственности бизнеса, его готовности предпринять шаги, способствующие снижению социальной напряженности и предотвращению нового социального взрыва.
Эксперты настаивают на применении доказательной политики – реформы должны разрабатываться на основе результатов строгих научных исследований.
Участники опроса считают, что повестка нового Казах-
стана должна включать в себя, помимо долгосрочных целей, конкретные краткосрочные задачи, исполнение которых подчеркнет реализуемость плана. Тем самым повысится доверие населения к проводимым реформам. Также эксперты указывают на необходимость разработки четких индикаторов и систематическом мониторинге их реализации.
Отдельный блок вопросов касался пересмотра «социального контракта» между властью и обществом. Триггером этого процесса стали трагические январские события.
По мнению опрошенных, основой нового общественного договора должны стать справедливость и верховенство закона. В качестве ключевого ожидания они называют реальное действие норм Конституции в жизни. Обновленный «социальный контракт» должен основываться на принципе «равный равному», согласно которому все равны перед законом и несут солидарную ответственность.
Новый Казахстан – это Казахстан, в котором установлено доверие между народом и государством, власть открыта для диалога с обществом, активистами, НПО. Действует социальная солидарность и справедливое распределение национальных доходов.
Новый Казахстан – это справедливый курс, предполагающий, с одной стороны, предоставление государством равных возможностей для всех, с другой – ответственность и упорный труд казахстанцев во благо страны. Таково консолидированное мнение экспертов.
Важную роль имеет повышение образовательного и культурного уровня казахстанцев. Это ключевое условие реализации политических реформ и социальной стабильности.
Казахстанскому обществу нужна культурная модернизация – переход к рациональному образу труда и жизни. Необходимо сформировать рациональные, логичные, моральные правила совместного бытия. В противном случае низкий уровень культуры и прежде всего политической культуры станет препятствием для дальнейшей политической либерализации.
В связи с этим особое значение приобретают инвестиции в молодое поколение казахстанцев. Модернизацию системы образования эксперты выносят в число приоритетов повестки нового Казахстана.
Формировать культуру диалога
Наталья Калашникова, заведующая кафедрой АНК ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, член научно-экспертного совета АНК:
– Формирование и развитие гражданского общества в каждой стране имеет свои особенности. Но, безусловно, объединяет их одно – демократические преобразования, формирование культуры диалога.
Хотим мы того или нет, в мире сложилась глобальная сеть гражданского общества. И сегодня все озабочены тем, каким образом ее регулировать, как ею управлять и как на нее реагировать. Ведь оно сегодня транслирует на просторах социальных сетей как позитивные, так и негативные тенденции.
Порой мы с вами видим: событие еще не произошло, а соцсети уже среагировали определенными комментариями. Да, возможно, кого-то «забанят», не будут публиковать, но это частные вопросы. Важно научить формировать относительно политкорректный контент.
Когда в соцсетях рассуждают о надобности Ассамблеи народа
Казахстана и ее роли, в этот процесс зачастую включаются и достаточно известные ассамблеевцы. Мы видим разные комментарии, в том числе позитивные, направленные на консолидацию общества, а также такие, которые пусть не явно, но все же содержат элементы разжигания национальной розни.
Все мы знаем о событиях, которые произошли в Кордае, Караганде и других регионах. Видели, как на них, не дождавшись решения судебных органов, среагировали представители СМИ и гражданского общества.
Все это говорит о том, что сегодня главная задача гражданского общества – обучение культуре совместного проживания в полиэтничном и многоконфессиональном обществе. С этим у нас пока проблематично.
Всецело поддерживаю инициативы Президента Касым-Жомарта Токаева по развитию гражданского общества и формированию культуры взаимодействия, о чем он говорит с первых дней вступления в должность.
Безусловно, открытая Главой государства и поддержанная обществом новая страница истории нашей страны – новый Казахстан – требует и обновленного гражданского общества. Все последовавшие после январских событий выступления и интервью Президента, указанные в них конкретные меры государства направлены прежде всего на изменение баланса, побуждающего гражданскую активность в треугольнике «государство – гражданское общество – население».
В обществе, к сожалению, в последние годы складывается социальный инфантилизм, поэтому принимаемые меры должны обеспечить максимальную вовлеченность каждого в принятие управленческих решений и ответственность быть казах-
станцем. Это такие инициативы, как улучшение благосостояния народа, борьба с коррупцией, общественный контроль за эффективностью принятия законов и решений, общественная экспертиза их реализации, эффективность общественного договора власти и народа, укрепление доверия к институтам государства.
Важно для этого наладить обратную связь с обществом, используя все возможные каналы коммуникации. И здесь концепция «слышащего государства», предложенная в свое время
Касым-Жомартом Токаевым, становится реальным эффективным механизмом.
Активного задействования институтов гражданского общества потребует и ожидаемый в марте старт новых полити-
ческих реформ.
Ассамблея народа Казахстана, представляющая собой особый институт гражданского общества, начала свою «перезагрузку» еще с осени 2021 года, когда на расширенном заседании Совета АНК были означены новые подходы с учетом конкретных современных реалий. Суть ее заключается, кроме прочих изменений, в широком вовлечении всех этносов в принятие решений не только в сфере межэтнических отношений, но и государственных. Это касается экспертизы законодательных актов на предмет их конституционного соответствия, мониторинга мер, принимаемых государством, и предложенных обществом инициатив, направленных на обеспечение стабильности и общественного согласия.
Важным остается развитие менеджмента в сфере межэтнических отношений, регулирование данных процессов, в том числе учитывая имеющийся в обществе конфликтогенный потенциал и социальную напряженность. Необходимость этого еще раз показали трагические события января.
Один из главных вопросов касается проведения грамотной молодежной политики. Государством на ее реализацию направляются колоссальные ресурсы: 2022 год объявлен Президентом Годом детей, и предполагаемая повестка дня АНК также будет посвящена молодежной проблематике. Созданы достаточно серьезные вложения государством для развития научного потенциала молодежи, волонтерской деятельности, вовлечения ее в создание современных стартапов, решаются социальные вопросы молодых семей.
Все эти меры достаточно эффективны, но в погоне за новомодными элективами мы не должны забывать о системных и полноценных программах – вузовской, школьной, касающихся вопросов изучения и сохранения традиций казахстанского общества, духовного развития, общей исторической памяти, общественной медиации.
В этом ключе созданные в свое время по поручению Главы государства кафедры АНК в столичных и региональных вузах в какой-то мере восполняют эту нишу, транслируют традиции национальной педагогики, идеи общественного согласия и национального единства в студенческую среду. Как показывает опыт, молодежь следует обучать культуре и медитативным навыкам проживания в поликультурных и многоконфессиональных обществах, профилактике разного рода конфликтов и снижения градуса социального напряжения.
Испокон веков в полиэтничном государстве, каковым является Казахстан, такая культура должна формироваться на исконных философских традициях, толерантном отношении друг к другу, культе знаний, что в определенной степени укрепит гражданское общество.
Пришло время сплотиться
Алибек Тажибаев, директор центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг»:
– Наше государство в январе 2022 года столкнулось с самым тяжелым вызовом за всю историю независимости. Организованные группы подготовленных и мотивированных террористов и экстремистов одновременно выступили против конституционного строя во многих регионах Казахстана.
Руководство страны в лице Президента Касым-Жомарта
Токаева приняло оперативные меры по противодействию возникшей угрозе, по защите конституционного порядка, имущества и жизней рядовых казахстанцев.
К сожалению, беспрецедентный масштаб атак террористов лишил возможности пресечь их в момент возникновения. Под удар нападающих попали молодые солдаты-срочники без надлежащего вооружения и специальных средств. Воины Казахстана вступили в неравный бой с подготовленными и обученными головорезами. В этой ситуации сказалось отсутствие достаточного количества боеспособных соединений силовых структур Казахстана, и некоторые административные здания оказались захвачены бунтовщиками.
Возникла ситуация, когда Президенту необходимо было принимать непопулярные решения и брать ответственность на себя, опираясь на трезвую оценку происходящего. Сейчас, после преодоления критического момента, пришло время сплотиться вокруг Главы государства и оказывать поддержку действиям по восстановлению страны.
Все мировое сообщество смотрит на рядовых казахстанцев. От того, как организованно и ответственно будут соблюдаться рекомендации руководства, зависит, как скоро наша страна сможет преодолеть последствия произошедшей трагедии. Необходимо показать всему мировому сообществу то, что наша страна объединилась на пути восстановления как социального, так и инвестиционного климата.
Преодоление самого тяжелого за историю независимости Казахстана этапа – задача всех казах-
станцев. Только вместе, только объединив усилия государственного аппарата, бизнес-сообщества и гражданского общества мы сможем вновь доказать всему миру и самим себе в первую очередь, что Казахстан – устойчивая и демократическая страна, сумевшая сохранить вектор успешного экономического, социального и культурного развития, несмотря ни на что.
Уже сейчас становится ясно, что руководство государства принимает решения, которые показывают ориентированность на повышение благосостояния народа Казахстана. Озвученные Главой государства меры, безусловно, при должном уровне реализации положительно скажутся на жизни каждого казахстанца. Принято принципиальное решение и стратегия преодоления сложных и неоднозначных моментов в государственной, экономической и социальной жизни Казахстана.
В мировом информационном пространстве формируются тренды, зачастую акцентирующие внимание на негативных последствиях произошедшего. Эти тренды, безусловно, ведут к возникновению возможных внутренних и внешнеполитических рисков для нашей страны. Так, некоторые аналитики предполагают снижение инвестиционных потоков в страну и необоснованно жесткие меры по отношению к участникам митингов и беспорядков.
Единственным верным решением в противодействии деструктивным интенциям мирового информационного пространства стала открытость и прозрачность со стороны государства. В процессе реализации стратегии преодоления последствий январской трагедии реализуются меры по сплочению казахстанского бизнеса и гражданского общества. И крупнейшие компании Казахстана, и обычные граждане направляют средства в благотворительный фонд «Қазақстан халқына», правозащитники и общественные деятели оказывают поддержку нуждающимся в любой, в том числе и правовой, помощи.
Высока степень самоорганизации, проявленная рядовыми казахстанцами, когда инициативные граждане в отсутствие какой-либо информации помогали и поддерживали друг друга, а самое главное – дали объективную оценку происходящему и не поддались деструктивным призывам, сохранили гражданскую сознательность и ответственную позицию по отношению к себе и Родине.
Государству, гражданам и бизнесу необходимо объединить усилия, сплотиться для строительства нового Казахстана – страны с понятной социальной и экономической политикой, уважаемого члена мирового сообщества, сумевшего всему миру доказать, что народ
Казахстана смог победить и идет по верному пути демократизации, открытости и взаимопонимания.